Литовцы обустроили свою часть Куршской косы

"Куршская коса" против "Куршю Нерия": как литовцы обустроили свою часть Куршской косы. Журналисты ГТРК "Калининград" пересекли границу, чтобы оценить опыт наших восточных соседей.

Журналисты ГТРК "Калининград" пересекли границу, чтобы оценить опыт наших восточных соседей. На посту "Алкснине" в Литве - вереницы автомобилей. Почти 2 миллиона туристов в год. Даже контрольный пост здесь своего рода достопримечательность. Интерес к нему жителей нашего региона понятен: минимум три полосы, автоматика, а главное: плата за пересечение шлагбаума летом - всего 20 лит, в остальное время – 10.

Людмила Захарченко, старший специалист по связям с общественностью национального парка "Куршю Нерия", отметила: "Часто этот сбор трактуют как въезд в национальный парк, но въезжая в парк, платить не надо. Это именно сбор за въезд на территорию самоуправления Неринги".

Добираются до КПП на пароме. За 15-минутный водный круиз с одного автомобиля берут 40 лит. В нашем же регионе посмотреть на красоты Куршской косы, скажем, жителю Нестерова выйдет дороже.

На литовском пункте пропуска столкнулись с парадоксальной ситуацией: автомобилисты, которые следуют в парк непрерывным потоком, сами просили увеличить стоимость проезда для развитие инфраструктуры, но как муниципалитет установил цену в размере 20 лит, то есть чуть более 200 рублей, такой он остается и по сей день.

О возможном увеличении стоимости въезда на российскую часть косы до 400 рублей, автомобилисты наслышаны. Уже сегодня администрация нашего парка предлагает абонемент дешевле. Но и трехсотрублевый билет устраивает не всех.

Генадий Колесников, житель Калининграда, считает: "Умом же Россию не понять! Надо адекватно устанавливать цены – у литовцев 20 лит, значит, и у нас должно быть где-то тоже рублей 250!»

Парк "Куршю Нерия" финансируют из разных источников: бюджет Литвы, самоуправления и частные инвестиции. С парковками и дорогами больших проблем нет, выделяемые средства идут на информационные центры и велотрассы.

Томас Тукачаускас, директор национального парка, подчеркнул: "Только жителям вашего региона решать: новая плата - много это или мало. У нас различаются и суммы, и системы. Экологический сбор собираем не мы, дирекции выделяется лишь небольшая часть".

Есть в парке и "литовская сахара". Но одно из самых посещаемых мест – солнечные часы. Отчасти разрушенный ураганом объект не теряет своей привлекательности. Как говорят экскурсоводы, туристам очень интересно достать рукой Россию! Протянуть руку и можно образно говорить, что они дотронулись до России.

А на территории России проблемы, которые мы предпочли бы видеть на расстоянии, который год не решаются. Сотни машин паркуются в неположенных местах, покрытие федеральной трассы кое-где как решето. За полтора года с момента последнего повышения стоимости въезда на косу так ничего и не изменилось. На этом фоне весть о новой системе оплаты проезда в парк в Интернете вызвала жаркие споры.

Александра Королева, заместитель директора национального парка, отметила: "Люди комментируют, причем, все - по-разному: есть предложение повысить до 1000 рублей, и оно происходит не от нас! А все - исключительно из желания упорядочить въезд на косу. Как только начинается лето, на КПП возникают пробки почище московских, длинною до самого Зеленоградска. Снизить цены или увеличить - речь не об этом, а о том, что бы упростить, сделать круглую сумму. С пассажиров, с пешеходов не начнем собирать деньги, даю гарантию".

Впрочем, сумма действительно окажется круглой. Во время дежурства в вечерний час-пик наша съемочная группа насчитала 52 машины, владельцы которых купили билет. Потратились автомобилисты почти на 15 000 рублей всего за час. За июнь на косу въехало 6000 автомобилей. Если бы каждый автовладелец отправился в кассу уже с тремя сотнями рублей, доход составил бы один миллион восемьсот тысяч в месяц.

Екатерина Козлова, житель Калининграда, сетует: "Поставишь машину на обочину, а там милиция, раз и номера сняла, 300 рублей заплати так еще и штраф – стоит ли туда ехать?"

Андрей Лебедев, калиниградец, имеет свое мнение: "Мне достаточно раз-два в год съездить на косу. Я готов заплатить 300 рублей. Тому же, кто постоянно туда ездит, им проездной удобнее".

Мнение по поводу изменения цены можно высказать на сайте WWW.PARK-KOSA.RU или по телефону 539-306. Еще один аргумент защитников новой системы – возможное снижение потока машин в национальный парк, где верхний слой почвы уничтожает нашествие автомобилей. Вот только на деле оказываются другие расчеты.