Куда летят "Пилот" и "Пчела"

На студии "Пилот", которой в этом году 20 лет, говорят, что вернулись лихие 90-е: работы много, но при этом денег никаких. Последние 7 месяцев главный проект "Гора самоцветов", громко начинавшийся при полной поддержке всех ветвей и уровней власти, уверенно катится под гору.

На студии "Пилот", которой в этом году 20 лет, говорят, что вернулись лихие 90-е: работы много, но при этом денег никаких. Последние 7 месяцев главный проект "Гора самоцветов", громко начинавшийся при полной поддержке всех ветвей и уровней власти, уверенно катится под гору.

Четыре серии, сдача которых заказчику Минкульту была намечена на июль, законсервированы. По документам это сделано добровольно самой студией. Однако сотрудники "Пилота" говорят: Минкульт порекомендовал поменять контракт, что называется, в добровольно-принудительном порядке. "Юридически спорить бессмысленно, – уверен Лев Бубненков, продюсер анимационной студии "Пилот". – Но ситуация такова: мы запустили фильм и делаем его за свои деньги".

Полгода студия выживает за счет других заказов. Какие уж там самоцветы? Чистый энтузиазм. Это подтверждает и Валентин Телегин, режиссер анимационной студии "Пилот": "Это, конечно, не осмысленная акция, это спекуляция на чувствах художника, это его любимое детище. Он будет и бесплатно работать".

На другой столичной студии "Пчела" законсервированы два крупных проекта. Сотрудники, не получавшие полгода зарплату, сейчас находятся в неоплачиваемом отпуске.

Два проекта – это фильмы "Метель" и "Альманах для самых маленьких". Прописанные в контракте 3 миллиона рублей от Минкульта студия так и не получила, и работа над картинами остановилась на полпути. Ситуация оказалась типичной для многих ведущих анимационных студий. Широкая общественность узнала обо всем после того, как режиссер Сергей Меринов честно описал все в своем блоге. Хотя ему, многолетнему сотруднику "Пилота", отсутствия госзаказов опасаться не приходится.

"И я, и студия опять начнем работать на Запад, – говорит Меринов – Мы это уже делали в 1990-е, когда сотрудничали и с Англией, и с Испанией".

О проблемах анимационного производства в России говорят много и часто, при этом в основном звучит слово "отсутствие": например, отсутствие государственной идеологии в отрасли, то есть остается непонятным, что должны смотреть российские дети. Рынок коммерческой анимации как альтернатива у нас пока не сложился, поэтому крайне слаба финансовая господдержка.

"У нас не сложилось капиталистического уклада. Нет богатых продюсеров, которые смотрят: "Ага, как бы вложить деньги, чтобы дети стали лучше", – сетует председатель художественного совета анимационной студии "Пилот" Эдуард Назаров.

Нам далеко до Англии и Франции, где есть квоты на показ отечественных мультфильмов по телевидению, где существуют отдельные мультипликационные каналы. Аниматоры говорят: конечно же, в России кризис, экономические трудности, и вообще слабому финансированию можно найти логическое объяснение. Но как быть с откровенным невыполнением условий контрактов?

Мария Муат, художественный руководитель студии "Пчела", рассматривает один из вариантов дальнейшего развития событий: "Я могу предположить, что, в принципе, все обанкротятся, потом придет человек с деньгами и соберет тех, кто ему нужен, а остальные будут отдыхать".

Корреспонденты "России 24" обратились в Министерство культуры за комментариями. В письменном ответе сказано, что "заявления о скором прекращении финансирования анимационных проектов не имеют под собой никаких оснований". Хотя в таком случае непонятно, почему студии консервируют работы последнего года и отправляют сотрудников в неоплачиваемые отпуска, рискуя, таким образом, навсегда потерять слаженную команду.