Мечту "белых" эмигрантов о возвращении осуществят их правнуки

Из Венеции корабли возьмут курс на Бизерту, а в конце пути будет Севастополь.
Из Венеции корабли возьмут курс на Бизерту, а в конце пути будет Севастополь.
Осенью 1920 года Врангель отдал приказ об эвакуации Крыма. Армада кораблей под Андреевским флагом покинула берега Севастополя. Теперь, спустя 90 лет, потомки тех, кто вынужден был жить вдали от родины и мог лишь мечтать о возвращении, пройдут тем же путем, но в обратном направлении – в Крым.

"Русская армия ведет неравный бой, защищая последний клочок русской земли, где существует право и правда", – так осенью 1920 года генерал Врангель сообщил сподвижникам о поражении. Был отдан приказ об эвакуации Крыма. Армада кораблей под Андреевским флагом покинула берега Севастополя. Чтобы попытаться осмыслить те трагические события был организован морской поход-повторение того маршрута, но суда двинулись в обратном направлении.

Древними венецианскими каналами корабль "Эгейская одиссея" выходит в открытое море. Беспрецедентный морской поход, посвященный 90-летию с того дня, как добровольческая армия покинула Крым, собрал потомков русских эмигрантов первой волны: Трубецких, Чавчавадзе, Нарышкиных.

"Они выехали из Российской империи, где они выросли уже как взрослые люди. И молодыми людьми выехали за границу и обосновали эту Россию за рубежом", – рассказывает епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил.

Этот морской поход – масштабная программа Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России задуман как повторение маршрута наших соотечественников, уходивших в 1920-м из Крыма, но в обратном порядке. Выйдя из Венеции, корабль совершит остановки в Бизерте, на Лемносе, в Галлиполи, Стамбуле, Севастополе, где участники похода почтят память людей, составивших славу отечества.

"Из Франции, со всей Европе приехали потомки галлиполийцев, приехали потомки казаков, которые были на Лемносе, и моряков, которые были в Бизерте", – рассказывает Алексей Григорьев, председатель Союза потомков галлиполийцев.

"Я помню многих людей, как моего отца, которые были в такой же ситуации, – говорит Александр Трубецкой, потомок первой волны эмиграции, сын офицера императорской гвардии. – Они не увидели новой России. Но мы нашим присутствием возвращаем их память в Россию".

В октябре 20-го по приказу генерала Врангеля Крым в общей сложности покинуло 145 тысяч человек. Они уходили, надеясь вернуться. Через много лет за них это сделали потомки.

"Потомки тех людей, которые оказались рассеяны по всему миру, это люди, представляющие русский мир, – убежден Михаил Якушев, первый вице-президент Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного и фонда ''Центр национальной славы России''. – И поэтому наша программа, которая имеет одноименное название в дореволюционном написании, "Русский миръ", и посвящена тому, чтобы объединить, примирить те силы, которые некогда считались непримиримыми.

Армейские части в Галлиполи, казаки на Лемносе, военные моряки в Бизерте – отрезанные от родины, они до конца дней сохраняли в своем сердце любовь к России, не изменив отчизне даже в изгнании.

И уже совсем скоро первая остановка участников дальнего похода – тунисский порт Бизерта. Именно там в начале XX века, покинув берега родины, долгое время находились корабли Черноморского флота. Впрочем, Бизерта – это всего лишь одна из точек маршрута исхода наших соотечественников, столетие спустя почтить память которых собрались потомки матросов, солдат и офицеров Русской добровольческой армии.