Кристофер Нолан представил чудо под названием "Начало". Реплика Антона Долина

Настолько плотным покровом тайны в последние годы не был, пожалуй, окутан ни один фильм, но Кристофер Нолан мог себе это позволить: после сенсационного успеха "Темного рыцаря" от него ждали чуда. И он предоставил чудо под названием "Начало". Фильм уже посмотрел культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.

"Начала" ждал каждый - не только продвинутые киноманы, но буквально все те, кто ходит в кино, исключая разве что детей. "Темный рыцарь" Кристофера Нолана перевернул три года назад все представления о том, как можно делать развлекательный кинопродукт: экстремально мрачное, сложное, рискованное зрелище собрало больше миллиарда, не превзойдя в прокате США лишь "Титаник". Нолан - режиссер-загадка. После первой серии об обновленном Бэтмене неожиданно показал странный фильм о фокусниках "Престиж", после "Темного рыцаря" вместо сиквела принялся за научную фантастику по собственному сценарию - "Начало", да еще и с Леонардо ди Каприо в главной роли. Единственное, что было известно о тщательно скрываемом сюжете, - то, что герои картины воруют чужие сны.

Ближайший аналог "Начала" - "Матрица", самый знаменитый фильм рубежа тысячелетий о том, что жизнь есть сон, а все, что мы видим и ощущаем вокруг себя, - не более, чем иллюзия. "Начало" похоже и на "Видеодром" и "Экзистенцию" Дэвида Кроненберга, и на "Пустоту", и на "Нирвану", а невротическая игра ди Каприо назойливо напоминает его же работы в "Пляже", "Авиаторе" и особенно недавнем "Острове проклятых".

Нолан не гнушается заимствованиями. Во-первых, он крадет чужие мысли для собственных целей - в точности, как его герои. Во-вторых, твердо знает, что в картине об иллюзорности бытия все методы позволительны.

При всей несамостоятельности идейного ряда, Нолан - человек талантливый и, в общем, даже уникальный: никому еще не удавалось, начав свою карьеру с победы на фестивале альтернативного кино в Роттердаме, стать одним из самых кассовых режиссеров в мире, да еще и остаться для широких масс таинственным экспериментатором. Нолан - эдакий кинематографический Пелевин, только гораздо менее ироничный. Зато работать с актерами, музыкой и спецэффектами он умеет лучше многих. На этом и выезжает: даже не поняв, о чем его фильм, каждый - ну, или каждый второй - выйдя из зала, скажет: "Ничего себе!". А некоторые и по второму разу пойдут - разобраться, что к чему.

Сегодня