Царскосельская янтарная икона становится новым жанром искусства

Окончание работ по воссозданию Янтарного кабинета в 2003 году для коллектива уникальной царскосельской мастерской было радостным и одновременно крайне тревожным событием. За реставрационной победой пришли будни с постановкой тяжелых вопросов.

Окончание работ по воссозданию Янтарного кабинета в 2003 году для коллектива уникальной царскосельской мастерской было радостным и одновременно крайне тревожным событием. За реставрационной победой пришли будни с постановкой тяжелых вопросов: как сохранить профессионалов, как найти новые заказы, соответствующие уровню мастерской?

С начала 90-х годов прошлого века специалисты пробовали свои силы в создании малых форм, и в том числе произведений выполненных в технике янтарной иконы. Первым крупным успехом на этом пути стало выполнение заказа для молельной комнаты в президентских апартаментах Кремля.

Еще три кремлевские иконы в 1995 году были выполнены в смешанной технике флорентийской мозаики, фигуры делались из мрамора, а фон из янтаря. Солнечный камень, фантастический по своим декоративным возможностям, на первом этапе плохо соотносился с каноническими принципами иконописи.

Постепенно мастера пришли к тому, что лики и телесные фрагменты стали выполнятся исключительно из кости мамонта или слона. Главная сложность была в том, чтобы перевести плоское изображение образа в объем и сохранить при этом всю атрибутику культового произведения.

За 15 лет работы в технике янтарной иконы царскосельские мастера преодолели большой путь, пришло понимание, каких святых больше всего любит солнечный камень, какие цвета выглядят наиболее реалистичными, и иконы какого периода легче всего поддаются переводу в янтарное изображение.

Иконы легендарной янтарной мастерской рождаются по всем законам классической петербургской реставрационной школы. До мастера над концепцией образа работают искусствовед, архитектор и проектировщик. Окончательное решение утверждается на художественном совете.

Развитая культура обработки янтаря и создания декоративных и культовых шедевров до середины XIX века процветала в Восточной Пруссии и Польше. В настоящее время у царскосельких работ не существует европейских аналогов.

Самыми удачными с точки зрения воплощения в янтаре мастера считают иконы Николая Чудотворца и Ксении Петербургской. Работа исключает серийность. Повторы возможны, но живой и достаточно капризный материал не дает мастеру сделать абсолютную копию.

В реставрационных планах мастерской воссоздание шедевров знаменитой берлинской коллекции. В начале войны 41 предмет был вывезен из Пушкина вместе с историческим Янтарным кабинетом.