В Псковском кремле показали оперу Римского-Корсакова "Псковитянка"

Большой театр на дни города Пскова привез "Псковитянку" Римского-Корсакова. 77 оркестрантов, 100 хористов, 18 всадников, 30 человек из тульского клуба фехтования и 18 солистов Большого и Мариинки
Большая премьера Большого театра - в Псковском кремле показали оперу Римского-Корсакова "Псковитянка" - грандиозную постановку с участием 700 артистов, суперсовременным световым и звуковым оборудованием, но самое главное - в реальных декорациях.

Большая премьера Большого театра - в Псковском кремле показали оперу Римского-Корсакова "Псковитянка" - грандиозную постановку с участием 700 артистов, суперсовременным световым и звуковым оборудованием, но самое главное - в реальных декорациях. На премьере оперы побывала корреспондент радио "Вести ФМ" Ольга Подолян.

Подолян: Оперу "Псковитянка" Римского-Корсакова на сцене ставят редко - уж слишком масштабна. Последний раз в Большом театре она шла 11 лет назад. Теперь Большой показал ее с особым размахом. Реальные декорации Псковского Кремля, где стены помнят Ивана Грозного и Василия III. Плюс специально построенные и привезенные из Москвы декорации боярских домов, самое современное звуковое и световое оборудование, 700 артистов - 300 из Большого театра, плюс, участники военно-исторических клубов, каскадеры и всадники. На воплощение этого грандиозного проекта ушел почти год, рассказывает Давид Смелянский, генеральный директор Российского государственного театрального агентства.

Смелянский: Опера "Псковитянка" написана о событиях, происходивших на этой земле. И делать эти события в сценической коробке - можно тогда это сделать в любом месте. Инновационность этого проекта заключается в том, что вся территория псковского Кремля стала сценической площадкой. Работы не на три дня: это создание эскизов, разучивание партий и т.д.

Подолян: Не только место, но и время выбраны неслучайно. Ровно 500 лет назад здесь вершился сложный, болезненный, полный драматизма выбор между псковской вольницей и единым Московским государством. Жители сделали его в пользу Москвы, это и есть лейтмотив финала оперы. Начинается постановка на закате - природа должна подыграть режиссерскому замыслу. Артисты в невероятных костюмах, но они не были специально сделаны к премьере, рассказывает художник по костюмам Большого театра Елена Зайцева.

Зайцева: Мы решили не делать для этого спектакля специально новых костюмов, а собрать из запасников Большого Театра. Поэтому мы собирали из разных спектаклей - "Царской невесты", "Псковитянки", "Бориса Годунова".

Подолян: Шубы, кокошники, сапоги, сарафаны, расшитые жемчугом, кольчуги, которые весят около 16 килограммов. Исполнитель роли Тучи Роман Муравицкий шутит, что ему повезло. Его герой посадский сын, а это значит, что костюм у него не такой тяжелый, как у бояр. А если серьезно, то главная сложность - это специфика выступления на открытом воздухе, говорит солист Большого театра.

Муравицкий: Я завишу от звукорежиссера, который сидит на пульте. Ну и расстояния очень большие - как будто я бегаю стометровки. Но есть и плюсы - дух свой, неповторимый.

Подолян: Одна из самых ярких сцен - въезд Ивана Грозного в город. Пылают декорации, царь со свитой на белом коне. Солист Мариинского театра Алексей Тановицкий рассказывает, как это - исполнять сложную вокальную партию Грозонго, сидя на резвом коне.

Тановицкий: Это очень непросто, потому что это сильно отличается от привычной обстановки работы в театре. Для коня это совершенно дикая обстановка: он крутится, вертится. Очень много сил уходит на те вещи, которые в театре обычно не делаются.

Подолян: В главной роли Псковитянки - княжны Ольги - примадонна Большого, признанная в прошлом году лучшей певицей мира, - Екатерина Щербаченко.

Щербаченко: Репетировать было очень тяжело из-за жары, под палящим солнцем. А так я вижу сплошные плюсы, мне очень нравится. Сам факт исполнения этой оперы на исторической родине - это очень хорошо.

Премьера "Псковитянки" прошла в переполненном, рассчитанном на 4 тысячи мест, зале. Этот проект уникален еще и тем, что показан он был только один раз, но в то же время натолкнул на мысли о другом, более масштабном проекте, рассказывает режиссер-постановщик оперы Юрий Лаптев.

Лаптев: У нас нет оперного фестиваля. Мне кажется, что вот такой спектакль может дать повод для того, что, может быть, именно на псковской земле родилась такая инициатива.

Подолян: Если проект оперного фестиваля на открытом воздухе все-таки удастся реализовать, то обещают, что откроет его именно "Псковитянка".