Театр Шереметьева обогнал другие благодаря великому роману. Реплика Григория Заславского

215 лет назад в Москве открылся, быть может, самый известный в России частный театр - в имении графа Шереметьева Останкино. Свою славу он приобрел не только благодаря замечательным спектаклям, но и благодаря первой актрисе.

215 лет назад в Москве открылся, быть может, самый известный в России частный театр - в имении графа Шереметьева Останкино. Свою славу он приобрел не только благодаря замечательным спектаклям, но и благодаря первой актрисе - крепостной Прасковье Жемчуговой, в которую граф был влюблен и на которой в конце концов женился. Об уникальном и общем для всех лучших театров - реплика культурного обозревателя радио "Вести ФМ" Григория Заславского.

Заславский: На этой неделе - с учетом всех сложностей перевода между старым и новым стилем - случился замечательный юбилей: 215 лет назад, в конце июля 1795 года, премьерой оперы Козловского "Взятие Измаила, или Зельмира и Смелон" открылся театр-дворец "Останкино". Останкино было имением графа Шереметьева, по его личному заказу была написана опера на исторический и, конечно, героический сюжет.

Дирекция Императорских театров появится в России лишь спустя 10 лет, сами императорские театры построят еще позже, если добавить к уже сказанному, что труппа у Шереметьева насчитывала до двухсот актеров, певцов и музыкантов, выйдет, что и сегодня мало какой из нынешних театров можно сравнить с этим старым и крепостным. Во всяком случае - по масштабу! Да и тогда Шереметьевский театр соперничал с императорскими, и часто, судя по восторженным воспоминаниям, выигрывал в этом необъявленном состязании. Сегодня даже самые крупные частные театры держат в афише ну десять, ну, двенадцать спектаклей. У Шереметьева репертуар включал сотни опер, комедий и балетов.

Останкинский театр сохранился, и сегодня он - единственный, в котором с 18 века сохранились сцена, зрительный зал, гримировочные комнаты и даже часть машинерии. Иногда там даже играют спектакли, чаще концерты.

Но важнее сказать о другом. Частный театр, одним из создателей которого в России стал Шереметьев, это понятно, движется не только любовью к театру. Любовью - да, но к театру, думается, во вторую очередь. Шереметьевский театр появился благодаря Прасковье Ковалевой-Жемчуговой. Она была Ковалева, но в театре у Шереметьева полагалось давать актрисам псевдонимы, связанные с драгоценными камнями. Так Ковалева превратилась в Жемчугову.

Она дебютировала в одиннадцать лет, в Кусковском крепостном театре, тоже у Шереметьева. В 1795 году ей было 27 лет. Жить оставалось восемь лет. Играть на сцене - два года. В 1797-ом в Петербурге, куда Шереметьев привез ее по требованию Павла Первого, у актрисы обострился туберкулёз, она потеряла голос.

Год спустя Шереметьев выправил ей и всей ее семье вольную, потом тайно венчался, она родила ему сына и умерла. Как известно, в память о Жемчуговой Шереметьев построил больницу, нынешний Склиф.

Конечно, не все такие вот увлечения заканчивались такими вот масштабными постройками, но если обратиться к истории театра, без любви редко когда появлялось что-то стоящее: Таиров любил Алису Коонен, Мейерхольд ставил спектакли для Зинаиды Райх, Ольге Яковлевой повезло, что она стала музой Анатолия Эфроса. История лучших театров - это история великих романов. Где-то в самом начале, когда русский театр делал первые шаги, - роман графа Шереметьева и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой.