"Формула-1": за и против командной тактики

"Формула-1": за и против командной тактики
Вокруг чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1" снова разгорается скандал. На финише Гран-при Германии пилоты "Феррари" Фернандо Алонсо и Фелипе Масса финишировали в том порядке, который установило руководство "конюшни". Мировая пресса критикует Скудерию, а мнения пилотов разошлись.

Вокруг чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1" снова разгорается скандал. На финише Гран-при Германии два пилота команды "Феррари" Фернандо Алонсо и Фелипе Масса были вынуждены подчиниться команде из боксов и финишировали в том порядке, какой установило руководство "конюшни".

Практически вся европейская пресса, за исключением итальянской, обрушила волну критики на "Феррари" за применение командной тактики на Гран-при Германии. Английская газета "Санди Экспресс" назвала Алонсо и итальянскую команду "ворами и мошенниками". Другое британское издание "Дейли Телеграф" считает, что Всемирный совет по автоспорту должен дисквалифицировать Скудерию на ближайшем заседании в августе. "Дейли Мейл" предложила более мягкое решение – временно отстранить "Феррари" от участия в гонках на несколько Гран-при.

Швейцарская пресса отметила, что Алонсо может стать чемпионом мира и без подобных приемов: "Алонсо может вернуть себе трон разными способами, но ложь и обман не должны быть одними из них".

"Алонсо заслужил победу на Гран-при Германии, но не таким путем. Доменикали подтвердил свою несостоятельность как руководителя, дав Массе это указание", – считает испанская газета "Ас".

"Феррари" – команда, не похожая на другие. Когда они перестают страдать от политических интриг, то сами стреляют себе в ногу", – цитирует сайт "Спорт сегодня" французскую газету "Либерасьон".

"Следует признать, что проблема в регламенте", – считает итальянская газета "Корьерре де ла Спорт". "Феррари" поступила правильно, но сделала это неправильным способом", – пишет другое итальянское издание "Иль Темпо".

Тем временем семикратный чемпион мира пилот "Мерседеса" Михаэль Шумахер заявил, что поддерживает использование командной тактики в "Формуле-1", но посоветовал "Феррари" применять ее менее открыто: "В прошлом меня критиковали именно за такие ситуации. Я полностью понимаю положение, в котором оказалась "Феррари", и сделал бы то же самое на их месте. В конце концов, мы выступаем, чтобы бороться за чемпионство, а выиграть его можно только одним способом. Если в конце года вы поймете, что упустили титул именно из-за этих очков, вы будете иметь право спросить себя, болельщиков и журналистов – почему вы не сделали верный шаг?"

"Командная тактика существует и сейчас, - утверждает Шумахер. - В последней гонке она определенно была, и все приняли это как должное. Поэтому я не вижу разницы в том, когда в силу вступают командные интересы – будь то последняя, предпоследняя гонка, или даже Гран-при в середине сезона. Могу понять, что после стольких лет доминирования "Феррари" люди могут считать, что это было абсолютно бессмысленно. С этим я согласен. Но в принципе я понимаю необходимость командной тактики. Просто такие вещи необходимо делать завуалировано, нельзя использовать этот прием в открытую. Но, повторюсь, цель "Формулы-1" одна – выиграть чемпионат".

А действующий чемпион мира пилот "Макларена" Дженсон Баттон считает, что использование командной тактики в "Формуле-1", как и в других категориях автоспорта, неприемлемо: "Но иногда без нее нельзя обойтись. Все хотят победить, любая команда хочет выиграть в обоих зачетах чемпионата. Но нужно давать обоим пилотам равную возможность сделать это. На мой взгляд, "Феррари" сделала это чересчур рано. В будущем ее начнут применять еще раньше? Массе сказали, что Алонсо идет быстрее. Если бы мне сказали, что напарник идет быстрее, я бы продолжил работать на максимум и надеяться, что ему не удастся меня обойти".

Бывший пилот "Формулы-1" и бывший напарник Шумахера Дэвид Култхард заявил, что единственным способом избежать неловких ситуаций, подобных скандалу вокруг Алонсо и Фелипе, является отмена запрета на использование командной тактики: "Знаю, что когда Масса пропустил Алонсо в Хоккенхайме, многие болельщики сочли это очень неприятным инцидентом. Но командная тактика живет в "Формуле-1". Она всегда была здесь и всегда будет. Мне тяжело поверить в те лицемерные высказывания, которые я слышал в последние пару дней".

Единственным настоящим способом пресечь подобное, по мнению Култхарда, является выступление команды с одним пилотом: "Пока их двое, заставить "конюшни" соблюдать эти правила невозможно. Руководителям нужно разрешить делать то, что они считают лучшим для своих команд, для их сотрудников и владельцев. Публичное недовольство произошедшим базируется на ложной уверенности в том, что "Формула-1" – индивидуальный вид спорта".

"Вы спросите, если это командный спорт, то почему же его Святым Граалем является победа в личном зачете? – цитирует Култхарда сайт "Спорт сегодня". - Конечно, это неприятно, но лишь один пилот из двух может стать чемпионом. Здесь все работает как на "Тур де Франс", где главное – чтобы лидер команды первым пересек финишную черту. Как и в любом соревновании, руководитель должен решить, как лучше распорядиться ресурсами, что будет лучше для его подопечных. Вовлеченные игроки вольны подчиниться или отказаться следовать приказам, но они делают это на свой страх и риск".