Роман Гуляев: промышленники стараются делать так, чтобы их товары чаще менялись

Роман Гуляев: промышленники стараются делать так, чтобы их товары чаще менялись
Все больше приборов ломается сразу после окончания гарантийного срока. Как пишут "Известия", существует целая научная отрасль, задача которой - ломать вещи. С комментариями для "Вести ФМ" - глава издательского дома "Новости автобизнеса", главный редактор журнала "Новости авторемонта" Роман Гуляев.

Все больше приборов ломается сразу после окончания гарантийного срока. Речь уже не только о мобильниках и соковыжималках, даже автомобили начинают сыпаться в строго определенное время. Как пишет сегодня газета "Известия", все дело в том, что существует целая научная отрасль, задача которой - ломать вещи. Называется это "планируемым старением". С комментариями для "Вести ФМ" - глава издательского дома "Новости автобизнеса", главный редактор журнала "Новости авторемонта" Роман Гуляев.

"Вести ФМ": Роман, здравствуйте!

Гуляев: Здравствуйте!

"Вести ФМ": Согласны с тем, что есть такая специальная научная отрасль, которая разрабатывает код старения?

Гуляев: Насчет специальной научной отрасли не могу ничего сказать, но то, что промышленники стараются делать так, чтобы их товары все чаще и чаще менялись, чтобы они устаревали морально (и отчасти физически) – это есть, безусловно.

"Вести ФМ": И в автомобильной отрасли то же самое происходит?

Гуляев: Да, в автомобильной отрасли тоже есть такая тенденция. Ведь когда-то давно та же самая "Тойота" хвасталась своей надежностью. Почему так получалось? Потому что "Тойота" начинала со швейных машинок, от которых требуется работа на износ. А сейчас, в силу маркетинговых причин, происходит очень частая смена модельного ряда, что буквально через год-два после того, как человек купил машину, она бы уже была морально старая.

"Вести ФМ": По техническому своему состоянию она тоже устаревает?

Гуляев: Если где-то чуть-чуть сэкономить на материалах, на их качестве, уже работа на отказ будет гораздо меньше. И отчасти поэтому машины устаревают, в том числе и физически.

"Вести ФМ": А правда ли, что раньше машины тех же самых производителей служили намного дольше, чем сейчас?

Гуляев: Да, потому что не было такого культа маркетинга, с одной стороны. С другой стороны, покупатели хотят видеть более технологически совершенные, но при этом более дешевые машины. Глобально цены не сильно растут. И, соответственно, нужно на чем-то экономить, чудес не бывает. Где-то экономят на материалах.

"Вести ФМ": То есть машины стали менее качественными, получается?

Гуляев: В общем и целом, да!

"Вести ФМ": И куда идет прогресс в таком случае? Вещи становятся менее качественными, чем раньше?

Гуляев: Прогресс, по крайней мере в нашей отрасли, о которой я знаю, идет в сторону развития новых технологий: водородная технология, новые источники энергии и плюс какие-то новые опции для комфорта.

"Вести ФМ": Получается, появляются новые технологи, но вещь всё равно не может служить дольше двух-трех лет?

Гуляев: Реально это, пожалуй, лет 10. Раньше вещь могла спокойно служить до полного устаревания, лет 20-25, а сейчас это лет 10. Да, так и есть.

"Вести ФМ": То есть теоретически сейчас существуют все технические возможности для того, чтобы та же самая машина служила намного дольше, чем она служит сейчас?

Гуляев: Да, так и есть.

"Вести ФМ": А если бы машина делалась так, чтобы она служила дольше, насколько дороже она стала бы стоить?

Гуляев: Мне сложно говорить, процентов 20-25 минимум на материаловедение. Дальше уже идет маркетинговое удорожание.

"Вести ФМ": А как вы считаете, насколько честна такая ситуация, когда потребителю не оставляют выбора? И возможен ли тогда прогресс промышленности без такого сговора производителей?

Гуляев: Что вы подразумеваете под выражением "прогресс промышленности"?

"Вести ФМ": Если, допустим, потребитель может пользоваться автомобилем 10 лет, то, соответственно, 10 лет не покупает новый автомобиль. И 10 лет фирма, производящая этот автомобиль, не может, по сути своей, развиваться, не может продавать автомобили, потому что никто их не покупает?

Гуляев: Почему? Фирма развивается, но развивается не в сторону материаловедения, не в сторону качества, надежности, а в сторону именно технологий. Просто другое развитие, не то, о котором вы говорите.

"Вести ФМ": Насколько честна и правильна эта ситуация, по-вашему?

Гуляев: Правильна она или нет, но она есть на рынке. Это факт, которого стоит придерживаться.

Комментарии Романа Гуляева слушайте в аудиофайле.

Читайте также по теме:

Производители техники придумали новый способ обманывать потребителей