Спектр Байкала

Самое глубокое озеро планеты – Байкал – в центре серии подводно-наземно-космических экспериментов с применением фотоспектральной аппаратуры. Сегодняшний эксперимент может положить начало ряду научных открытий. Он интересен уже тем, что показывает, какими методами можно изучать нашу планету.

Самое глубокое озеро планеты Байкал – в центре серии подводно-наземно-космических экспериментов с применением фотоспектральной аппаратуры. В орбитальной части эксперимента задействован работающий сейчас на МКС российский космонавт Фёдор Юрчихин. В наземно-подводной – научные сотрудники Института географии РАН, специалисты РКК "Энергия", глубоководные аппараты "Мир" и съемочная группа "Роскосмоса".

Начало августа 2010 года. Расстояние между МКС и "Миром" почти 350 километров по вертикали. Внимание космонавтов и гидронавтов приковано к главному объекту – озеру Байкал, хранилищу 20% мировых запасов пресной воды:

- Вот он Байкал! Вот он, красавец, весь.

Координаты судна и глубоководного аппарата фиксирует на своем мониторе космонавт Фёдор Юрчихин. Сегодня он – бортинженер 25-й экспедиции на МКС. Эти координаты – место эксперимента, организованного Федеральным космическим агентством, Институтом географии РАН и Фондом содействия сохранению озера Байкал.

"Из космоса легче наблюдать за планетой, – поясняет Анатолий Перминов, руководитель Федерального космического агентства. – Тем более за тем, что сейчас происходит с природой. И делать выводы…".

Из космоса хорошо видно, в какой опасности находится экология нашей планеты. Эксперимент – уникальный и проводится впервые.

"Очень интересный эксперимент, – признается Юрчихин. – Многоцелевой, многоуровневый, который проводится как на Земле, так и здесь, в космосе".

Необычность исследования в том, что проходит оно одновременно на Международной космической станции, поверхности Байкала и на дне глубочайшего в мире озера. Эксперимент проводится с помощью приборов фотоспектральной съемки.

Спектрометр похож на фотоаппарат. Однако в отличие от фотокамеры может распознавать то, что не видит человеческий глаз. Например, выбросы на поверхность озера газа метана.

"Я сейчас провожу серийную съемку в акватории, где мы ожидаем увидеть выбросы метана", – рассказывает Владимир Рязанцев, начальник сектора НТЦ РКК "Энергия" им. С.П.Королёва.

Метан, вступая на глубине в реакцию с водой, превращается в гидраты, напоминающие глыбы льда. При подъеме газогидратов на поверхность они тают и превращаются в газ.

Проблема газогидратов ученых волнует не случайно. По сути, Байкал – модель мирового океана, на дне которого и лежат запасы твердого метана. Этот газ – экологически чистое топливо будущего. Еще ученые надеются с помощью исследований решить серьезную задачу, связанную с глобальным потеплением.

"Значение газогидратов – это понятие механики движения метана в атмосфере и гидросфере Земли, – рассказывает Алексей Рожков, заведующий лабораторией механики сложных жидкостей Института проблем механики РАН. – Сейчас наблюдается потепление, а метан – это такой же парниковый газ, как и углекислый. Его наличие в атмосфере способствует потеплению. За последние сто лет концентрация метана в атмосфере невероятно повышается. Возникает вопрос, откуда берется этот метан в атмосфере? Поскольку на дне океана газов больше всего, возможно, что метан попадает в атмосферу со дна. Каким образом это происходит, вот мы и пытаемся понять в ходе этой экспедиции".

"Мир-1" опускается все глубже. Через час аппарат достигает отметки в 1400 метров. Здесь, на дне – залежи газогидратов. Задача экипажа – отломить такой кусок и отправить его на поверхность, где выброс газа и зафиксируют спектрометры.

Ученые на судне включают аппарат. Главная сложность в том, что все это должно совпасть с моментом пролета над Байкалом МКС: приборы должны включиться синхронно. Время и координаты тщательно выверялись. Поэтому все удалось.

"Включаем аппаратуру, готовимся к съемкам Байкала. Крышка люка открыта. Погода отличная!", – говорит Фёдор Юрчихин.

Результаты съемок из космоса и с поверхности озера с нетерпением ждут в Москве, где они будут расшифрованы и проанализированы.

"Если этот эксперимент окажется успешным, то открываются возможности для мониторинга всех водных поверхностей Земли на наличие выходов метанов, которые могут быть как медленными, так и катастрофическими. Так можно исследовать даже Бермудский треугольник", – прогнозирует Алексей Рожков.

Задание выполнено, и "Мир" всплывает. Возможно, сегодняшний эксперимент положит начало ряду научных открытий. Он интересен уже тем, что показывает, какими методами можно изучать нашу планету.