"Призрак" Поланского - смотреть обязательно. "Кино" с Антоном Долиным

Скандал вокруг автора – в помощь фильму или, скажем, книге, или во вред? "Призрак", новейшее произведение выдающегося режиссера-космополита Романа Поланского, дает повод всерьез задуматься на эту тему.

Скандал вокруг автора – в помощь фильму или, скажем, книге, или во вред? "Призрак", новейшее произведение выдающегося режиссера-космополита Романа Поланского, дает повод всерьез задуматься на эту тему. Общеизвестно, что классика арестовали в Цюрихе по давнишнему обвинению в изнасиловании несовершеннолетней, когда работа над "Призраком" еще не была завершена. Кино доделывалось в отсутствие мэтра, хотя и в соответствии с его указаниями. Когда Полански сидел в тюрьме, доделанного "Призрака" показали в конкурсе Берлинале и наградили "Серебряным медведем" за режиссуру: до сих пор спорят, было ли это выражением профессиональной солидарности или признанием мастерства. Вот и первый минус: этот вопрос не будет решен до скончания века. А наградили бы без скандальной истории с швейцарской тюрьмой и американским судом – было бы очевидно, что наградили за дело.

Ведь в самом деле ''Призрак" - пожалуй, лучший фильм Поланского со времен "Девятых врат'', в чем-то даже похожий на тот странный детектив. Правда, тут обошлось без мистики – зато с политикой. Вот всплывает еще один вопрос: действительно ли суть картины – в намерении Поланского заклеймить лицемерную Америку и ее подлых пособников? Суть сюжета книги Роберта Харриса, которая легла в основу картины, - раскрытие тайны вымышленного, но явно вдохновленного личностью Тони Блэра, британского экс-премьера, который в течение всей своей карьеры, возможно, был пособником американских спецслужб. И, казалось бы, Полански включился в политическую игру, наняв на роль экс-премьера бывшего исполнителя роли главного британского спецагента – Пирса Броснана. Но тут же и вывернулся: Броснан – артист большого диапазона, и при помощи иронического отстранения превратил сатирический памфлет в притчу. Тем более что на главную роль Полански взял еще более выдающегося исполнителя, хоть и более молодого.

Юэн Макгрегор, кажется, создан судьбой для того, чтобы играть не героев, а антигероев: поэтому не вполне получилась роль джедая в "Звездных войнах", но вот и мелкий наркоман в "Трейнспоттинге", и серый кардинал Ватикана в "Ангелах и демонах" были ему к лицу. В "Призраке" он играет, собственно, призрака – "литературного негра", безвестного лондонского журналиста, нанятого для того, чтобы написать мемуары премьера и раскапывающего малоприятные тайны из биографии своего героя. Благодаря ему "Призрак" из тривиального злободневного триллера стал глубоким и серьезным размышлением о роли журналиста, да и писателя, в теперешнем мире, где можно отображать мифы, но ни в коем случае не пытаться разобраться с действительностью. А Полански умело замаскировал все это под блистательное жанровое кино с отличной музыкой, динамичным монтажом и отличной операторской работой. Смотреть – обязательно.

"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"