"Специальный репортаж": Жизнь дороги

"Нулевой километр" – в самом сердце России, именно от него начинается отсчет всех направлений в стране, в том числе и трассы Москва – Санкт-Петербург. Это самый центр России: за Воскресенскими воротами – Красная площадь.

"Нулевой километр" – в самом сердце России, именно от него начинается отсчет всех направлений в стране, в том числе и трассы Москва – Санкт-Петербург. Это самый центр России: за Воскресенскими воротами – Красная площадь. Чтобы выехать на федеральную трасу с "нулевого километра", нужно сначала сделать круг вокруг Кремля.

Не так страшно кольцо вдоль красно-кирпичных стен с башнями, как традиционная пробка на Тверской улице. Несмотря не песню "Вдоль по Питерской", "Питерской" Тверская никогда официально не была – это фольклор. Ленинградский проспект начинается только через полтора километра, а относительно полноценное шоссе – так и вовсе через пять с половиной.

Выехав в Московскую область, легко проехать получается только до Солнечногорска. Дальше трасса идёт прямо по городу, и на пешеходном светофоре скапливаются огромные пробки в обе стороны.

В Клину федеральная, между прочим, автомагистраль превращается в бульвар, на котором скапливаются и городские автобусы, и частные легковушки, и транзитные грузовики.

"Это же должна быть магистральная, свободная дорога, скоростная. Трудно, плохо ехать. Особенно, не доезжая Великого Новгорода. Там очень плохая дорога", – рассказывает водитель Исмаил Очилдыев.

Исмаил ездит из Челябинска в Петербург и обратно 2-3 раза в месяц. И так уже 13 лет. Асфальт, признаётся, за это время стал немного лучше. Но число светофоров почти не сокращается – за последние годы построили только три надземных перехода в Подмосковье.

На въезде в Тверскую область – пост дорожной службы, от него вдоль трассы вереница грузовиков и легковушек. Дальнобойщики, которые в пути явно не первые сутки, а также туристы отдыхают прямо на шоссе, оказывается, вовсе не в целях экономии.

"Если брать перед Москвой с той стороны, то там сделаны и туалеты, что-то такое пытаются для людей. А здесь совершенно ничего", – говорит водитель Александр Галамша.

В Тверской области становится очевидной главная проблема трассы. Шоссе с нагрузкой до 40 тысяч автомобилей в сутки, при этом идущее из крупнейшего города России во второй по величине мегаполис – всего лишь трёхполосное.

Под Тверью – масштабное строительство. Новое полотно дороги, видимо, будет четырёхполосным. Кстати, именно в Твери, находится дирекция федеральной трассы. Руководство, по словам секретаря, постоянно занято инспекцией работ, и в конторе не сидит. Проверять, и правда, есть что. Вот хотя бы расширение моста главной автодороги страны через главную реку России. Его как построили в семидесятые двухполосным, так до сих пор здесь пробки и собираются.

За Волгой трасса снова могла бы произвести впечатление вполне европейской дороги, если бы ни кучи мусора на обочинах. Впрочем, это проблема не только Тверской области, но здесь грязь хотя бы пытаются убирать – одна бригада за день проходит достаточно большие расстояния.

"Бывает, 10 километров… Как пойдёт… На стоянках больше, а где-то поменьше. Каждый день машины по 2-3 вывозят на свалку. Знаете, сколько мусора получается много", – говорит один рабочих.

Народная поговорка про деньги на дороге под Тверью опровергнута. Рваные, но всё же валяются.

Путешествуя по дороге Москва-Петербург, в Торжок, в принципе, можно не заезжать – шоссе идёт вокруг города. Но качество покрытия такое, что, направившись в объезд, можно пожалеть, как водитель этого автовоза из Подмосковья.

"Вот, там разбита сейчас дорога у Торжка, и вот, пожалуйста, результат: подушка взорвалась, это пневморессора. Я считаю, что стыдно должно быть: между двух столиц не могут сделать нормальную дорогу", – говорит водитель Алексей Екимов.

Разбитая дорога выгодна разве что шиномонтажникам. Автосервисов на трассе – едва ли не на каждом километре. И клиентов хватает на всех.
"Второй сегодня. А так бывает на дню по 10", – рассказывают ремонтники.

После Торжка дорога лучше не становится. На мостах так даже наоборот – только хуже.

Про асфальт на мосту, положенный год назад, но в комментариях не нуждающийся. Теперь будут ремонтировать не тверские, а финны. Почему российские дорожники не могут уложить асфальт так, чтобы он служил долго, объясняют рабочие, которые готовят к ремонту уже следующую эстакаду – это развязка трассы с поворотом на Лихославль. Мост построили только в 2000 году.

"Получается, до ремонта он простоял 10 лет всего. А положено по всем строительным нормам 25 лет. Вся проблема в технологии. Вот финны поэтому и делают – будет нормально", – сказал начальник участка Андрей Мамаев.

Через несколько километров проезжая часть сужается до двух полос. Но это из-за ремонта. Работают, кстати, тоже не тверичи, а белорусы. Иосиф снимает фрезой старый асфальтобетон. Трёхкилометровый отрезок обещают сдать в ближайшие месяцы.

В Тверской области, пожалуй, самые проблемные участки дороги. Вместе с тем, именно здесь магистраль начинает обрастать сервисом. Это не только шиномонтаж, но и кафе, и мотели, и стоянки для грузовиков. Правда, водители всё равно хотят от столичной трассы чего-то большего.

"Узкая, во-первых. Сильно разбитая, загружена очень сильно. Со стороны Москвы, выезжая, очень далеко получается до ближайших стоянок – фактически до Твери стоянок нет", – говорит водитель Владимир Попов.

"В Евросоюзе, конечно, лучше дороги. Но нет такого выбора блюд – ассортимент такой, что хот-доги или гамбургеры", – шутит водитель Александр.

Что касается кухни, конкуренция на дороге огромная. Кафе, столовые и трактиры иногда стоят в нескольких сотнях метров друг от друга. Можно выбирать по интерьеру, вкусу или ценам.

Есть легенда, что во времена Екатерины Великой за качеством блюд в придорожных харчевнях следили конкуренты – хозяева соседних трактиров. Если кто-нибудь отравил путешественника, горе трактирщика запросто могли сжечь или даже убить, чтобы не портил репутацию всего цеха. За двести с лишним лет нравы стали мягче, а качество еды в придорожных кафе по-прежнему остается высоким.

Хозяин заведения объясняет, что 60 процентов автомобилей, идущих из Москвы в Петербург, – это грузовики. Завоевать клиентов очень сложно – потому трактирщики на трассе и следят за качеством.

"Здесь зависит только от дорожных условий. То есть, если где-то пробка, то сиди, жди. Если всё нормально, сами видите, клиенты идут", – рассказал хозяин кафе Михаил Гавага.

Для этих девушек, наоборот, – чем длиннее пробка, тем выше заработок. Их занятие – развлекать скучающих водителей. Развлечение, прямо скажем, специфическое, для взрослых.

"500 рублей. Пока никто ничё не знает. Давайте, заплатите, расскажем. Как за два раза с двумя. Плохо у нас с работой в Волочке", – говорят проститутки.
И всё же отправляемся с подступов к Вышнему Волочку в сам город.

Трасса снова идёт прямо по узким улочкам старинного городка. Объезда нет. Всё, что остаётся водителям, – ползти по городу до конца пробки. Дальнобойщики при этом по рации обмениваются впечатлениями.

"Местные жители тут, наверное, так же недовольны, как и мы. Давайте только без "бля" – в эфир же идёте! – Без этого, как бы, не получается поругаться. Страна такая богатая, дорог сделать не могут! Да позор!", – делятся впечатлениями водители.

Такое радио есть чуть ли не в каждом грузовике. В том числе, и у Петра из Петербурга. Улицы Волочка он проклинает уже около десяти лет.

"Постоянно эти пробки. В зависимости от расстояния, конечно. Сегодня вот уже потерял порядка 45 минут", – сказал водитель Пётр Супаков.

В Вышнем Волочке проблема даже не в светофорах, здесь есть мост через Тверецкий канал – по одной полосе в каждую сторону и глубочайшая колея. Ехать быстро просто невозможно.

До этого моста ремонтные работы пока не дошли. Протолкавшись вот так больше часа по Волочку и вырвавшись из города, водители рады даже трёхполосной дороге, и, естественно, начинают гнать.

"Вот за прошлый год у нас 170 аварий было. В этом году уже 79-ая на первое июля", сообщил спасатель Юрий Гусев.

Из-за того, что дорога узкая, и в одну сторону попеременно то две полосы, то одна, водителям приходится постоянно перестраиваться. Тяжёлые грузовики, как этот, по инерции нередко оказываются в кювете.

Великий Новгород. Вокруг Новгорода в конце 1970-х построили объезд – и именно тогда старая дорога спасла главный город древней Руси от судьбы обычного заводского областного центра. Гости, правда, едут в Новгород лишь со стороны Петербурга – и ближе, всего 150 километров, и дорога всё-таки лучше.

Хотя, как только выезжаешь за пределы новой четырёхполосной объездной, трасса снова начинает вилять, отдавая средний ряд то одной стороне движения, то другой. Иногда в деревнях шоссе расширяется, появляется свежая разметка и даже светофоры для пешеходов. Впрочем, в Спасской Полисти, например, перейти магистраль светофоры не помогают.

Достаточно распространённое на столичной трассе явление – автостоп.

Александр едет до Лодейного Поля, это город в Ленинградской области. В Петербурге планирует пересесть на другую попутку. Что примечательно, всё его путешествие – бесплатно.

"Я обычно ориентируюсь: заправка, светофор, мотели большие. Там, где машины останавливаются, там и стараешься контакты установить с человеком. Чтобы и на тебя посмотрели, определили, стоит ли брать, не стоит… хулиганов-то много", – рассказывает Александр.

Надо сказать, на бандитов дальнобойщики не жалуются. Это явление, уверяют, осталось в далёком прошлом. Но вот что касается сотрудников Госавтоинспекции...

- Не то слово, что лютуют, дело доходит до беспредела. Сами понимаете, всё деньги, деньги, деньги. Даже не представляются, грубят, очень даже в наглую.
- Гаишники берут здесь всё! Ещё бы кое-кого взяточников бы поймали…

- Есть взяточники?

- Полно их! Хватает!

Нам сотрудники ДПС встретились только дважды, оба раза поинтересовались, не нужна ли помощь. Так что точку зрения дальнобойщиков – завсегдатаев трассы – оставим без комментариев. Куда интереснее дорога, которая идёт уже по Ленинградской области.

И снова по обе стороны шоссе село. Достаточно большое – Ушаки, здесь 10 тысяч жителей. Светофоров – два.

"На той стороне бабушки живут, дедушки, дети. А здесь школа, амбулатория, и очень много народа ходит. Баня у нас там. Без светофора никак не обойтись", – сказала Ирина, житель Ушаков.

Поставили светофоры в октябре 2009 года, всего через неделю после того, как грузовик, не успев остановиться на переходе, покалечил четверых детей. А поскольку два светофора на три километра магистрального европейского шоссе – это слишком много, так возмущаются водители, власти решили строить надземные переходы. Но так возмущаются пешеходы.

"Во-первых, население пожилое. Старики, они не полезут туда. Во-вторых, если надо перевести козу на ту сторону, как она это сделает? Перевезти тачку с навозом для огорода?", – говорит житель Ушаков Герман Станкевич.

Старинные деревни не только создают проблемы, но и добавляют трассе колорит.

Цены, конечно, не деревенские, так и большинство путешественников – это либо туристы, либо перевозчики коммерческих грузов со всей России и из-за границы. Человек с бензопилой, Раиль, клянётся, здесь он может продать всё что угодно.

"А на трассе покупают – кому-то надо! Мы этим работаем. Сам я с магазина просто", – сказал продавец Раиль Исхаков.

Магазин чуть в стороне, на одной из прилегающих грунтовок. Понятно, что туда дальнобойщик или турист никогда не поедет – ведь совсем рядом Петербург.
Московское шоссе переходит в Московский проспект, который пронизывает Петербург едва ли ни до самого центра. Не считая остановок для телесъёмки, путь занял десять часов.

Главный почтамт и "нулевой километр" 1714 года, который теперь означает начало трассы "Санкт-Петербург – Хельсинки". Но это уже совсем другая дорога.