Виновницей пожаров стала железная дорога

Огненная пасть едва не проглотила чувашский поселок Киря. Пожар потушили, однако местные жители опасаются возобновления возгораний. Они утверждают, что старые паровозы, не оборудованные искрогасителями, создают реальную угрозу возникновения пожара. Селяне уже готовы заступать в караулы.

В Кирском и Алатырском лесничествах огонь прошел площадь в тысячу гектаров, его остановили в пятистах метрах от поселка Киря. Большой пожар локализовали, и накануне часть сил с юга республики МЧС перебросило на север. Тем не менее в Алатырских лесах продолжают работать более ста человек - заливают водой тлеющие торфяники. Почему пожар так долго не могли потушить и что мешает лесникам и сотрудникам МЧС эффективнее бороться с огнем, выяснила Ольга Петрова.

Лес, по которому прошел огонь, стал сплошным буреломом. Ущерб и затраты на его восстановление ни в Алатырском, ни в Кирском лесничествах пока даже не берутся подсчитывать. Масштаб потерь хорошо виден с воздуха: по желтым кронам переживших пожар деревьев можно проследить, как распространялось пламя. Здесь выгорела почти тысяча гектаров леса.

Два возгорания почти соединились, они шли по направлению друг к другу, независимо друг от друга. Угроза железнодорожному полотну была, был даже переход с одной стороны путей на другую, но локализовали, - рассказывает начальник 4 отряда федеральной противопожарной службы по Чувашии Олег Новокрещенов.

Самый сложный участок - 215-й километр железной дороги, отсюда 8 километров до поселка Атрать и 6 до Кири. Открытого огня уже нет, но торфяники тлеют. Со стороны автомобильной трассы их заливают водой, но протянуть рукава через бурелом к железной дороге нельзя.

- Воду на автотранспорте трудно доставлять, нужно ее много. Самый надежный способ - пролить пожарным поездом, который имеет 150 тонн воды. Но он мало работает, ему не дают из-за графика движения поездов работать, - говорит директор ГУ «Кирское лесничество» Александр Мартынов.

Движение здесь интенсивное, запасных веток нет, и пожарный поезд, который мог бы переломить ситуацию, большую часть времени стоит на вокзале в Алатыре. С Горьковской железной дорогой пыталось договориться правительство Чувашии, но результата пока никакого. Более того, после прохождения некоторых составов возгорания возобновляются.

- Вчера загорелось в метрах 500 от деревни от паровоза. Паровоз проходит, полос заградительных нет, пожар начинается, - рассказывает житель поселка Киря Александр Уткин.

Свою причастность к пожарам в Алатырском районе железная дорога отрицает. И жители поселка Киря уже готовы заступать в караулы, чтобы записывать номера поездов, не оборудованных искрогасителями. Особенно хорошо это видно ночью: проходит тепловоз, а от него рассыпается целый сноп искр, и оседают они не около полотна, ветром всё относит в сторону леса.

Несколько дней назад огонь вспыхнул на железнодорожном переезде на самой окраине поселка. Пожар вовремя заметили и быстро потушили, но людей это серьезно напугало. 

- Пожар подходит к поселку, нет никакой гарантии, что следующий очаг не возникнет в черте поселка. Другая сторона тоже подвержена, там есть один участок, никак не можем ликвидировать, но он локализован, - рассказывает директор ГУ «Кирское лесничество» Александр Мартынов.

На прошлой неделе здесь дежурили автобусы, готовые в любой момент вывезти людей. В некоторых местах пожар перешел в верховой, и если бы не сменился ветер, говорят жители, огонь был бы уже в Кире, а здесь две с половиной тысячи домов. Добровольцы вышли помогать пожарным, но их запала хватило лишь на два дня.

- Конечно, страшно, наши мужья там работали, мы им звонили через каждый час, спрашивали, как дела. Сейчас стихло, уже не так страшно, но вечерами смотришь в сторону леса - прямо зарево видать, - рассказывает жительница поселка Киря Наталья Щедрина.

Чебоксарские расчеты, приехавшие на помощь алатырским, в понедельник отправили обратно - они сейчас нужнее в Заволжье. 13 пожарных машин из южных районов республики продолжают заливать торфяники. В таких местах достаточно небольшого ветра, чтобы раздуть новый пожар.