Книга как арт-объект

В музее-заповеднике "Царицыно" открылись две экспозиции: "Книга художника" и "Детская книга".

Лев Николаевич Толстой "Война и мир". Новое прочтение в прямом и переносном смысле. "Вот это полный текст "Войны и мира". 4 тома. Мы привыкли держать в руках 4 тома и думать, что это что-то бесконечно большое. И необозримое", – говорит Юрий Самодуров, куратор выставки.

Это бесконечно большое для российской культуры произведение имеет вполне обозримые размеры. Семь метров в ширину и полтора в высоту. Идея распечатать классика на огромном листе бумаги пришла в голову одному художнику, участнику выставки "Ручная книга".

Вообще из двух сотен арт-объектов экспозиции книгой в привычном понимании этого слова, назвать можно единицы. Без текста и обложки, на дереве, стекле и даже вырезанные из бумаги. Все это авторские книги, где форма подчас важнее содержания.

"Художник закладывает некий шифр туда, некое кодированное свое мировоззрение, и от подготовленности зрителя, и от его чувствования он может понять, он может развить эту идею и найти что-то свое", – пояснил художник Виктор Лукин.

Художник Виктор Лукин в своих работах закодировал много личного. Но он уверяет: понять его посыл зрителю не составит труда. "Здесь я книгу показываю в образе неких арт-объектов, где нет текста, а есть прорезные элементы. Книга как объем, который можно исследовать, есть перелистывание, но они прорезные листы, и можно сквозь эти прорези проглядывать", – рассказывает Владимир Лукин.

Увлечение авторскими или ручными книгами в России появилось в начале XX века. Художники стремились к свободе самовыражения: без цензоров, редакторов и издательств. Подобные арт-объекты стали называть книгами, поскольку любой материал, подходящий для прочтения и понимания, по мнению авторов можно назвать книгой.

"Когда человек любит книжку, он начинает обращать внимание не только что, о чем, но и как. Наверное, многие помнят из детства иллюстрации Канашевича к рассказам Житкова. Вот эти замечательные зайки. И вот когда ты начинаешь обращать внимание на то, как, ты понимаешь, что эта книжная форма – какой-то особо прелестный первозданный атом нашей культуры", – уверяет Юрий Самодуров.

По соседству с арт-книгами разместилась коллекция особых детских книг. Они – тоже, по сути, художественные объекты, созданные в 50-70-е художниками советского андеграунда – Эриком Булатовым, Викторовым Пивоваровым, Ильей Кабаковым. В эпоху тотального соцреализма их спасала работа в издательствах, выпускающих книги для детей. Это был способ творческого выживания.

Сегодня же имена этих художников знают не только в России, но и во всем мире. Рисунки для детей лидера концептуалистов Ильи Кабакова настолько визуально комментируют текст, что прочитывать его не всегда и требуется. Во многих семьях эти книжки, ставшие классикой книгоиздания, передают из поколения в поколение. Как самое дорогое, что связано с детством.