Еженедельная программа Вести.net от 14 августа 2010 года

Привет, Россия! Это программа Вести.net, смотреть которую, как известно, можно не только по телевизору. Теперь к многочисленной армии зрителей, предпочитающих нашу интернет-версию, присоединяются и владельцы гаджетов от Apple. Еженедельная программа Вести.net.

Привет, Россия! Это программа Вести.net, смотреть которую, как известно, можно не только по телевизору. Теперь к многочисленной армии зрителей, предпочитающих нашу интернет-версию, присоединяются и владельцы гаджетов от Apple.

Вести.net приходят в iTunes. Теперь нашу программу, а вместе с ней и ряд других тематических проектов, выходящих на телеканале "Россия 24" и "Россия 2", можно не только смотреть на экранах телевизоров или на сайте vesti.ru, но и подписавшись на соответствующие подкасты в онлайновом магазине iTunes.

"Подкасты – это не новости, которые постоянно меняются и которые можно посмотреть через наши мобильные приложения, которые есть под различные платформы. Это именно тематические программы, которые остаются актуальными достаточно долго. Их можно смотреть в оперативном, но менее оперативном, чем горячие новости, режиме", — поясняет руководитель компании-разработчика "Цифровые технологии" Алексей Бычков.

Несмотря на то, что подкасты стали доступны для бесплатного скачивания лишь с понедельника, наша программа уже выбилась в лидеры и стала одним из самых скачиваемых в российском iTunes.

Подскасты программ можно найти, набрав название программы в строке поиска iTunes или перейдя по ссылками на сайте mobile.vesti.ru. Если эксперимент окажется удачным, то число программ, доступных в эппловском магазине, увеличится.

Разнообразием событий минувшая неделя не блистала, поэтому вместо пятерки у нас сегодня тройка главных новостей на телеканалах. Замыкает ее нападение двух выходцев из Дагестана на сотрудников милиции в Москве. На второй строчке — наводнение в центральной Европе. Ну, а больше всего уже которую неделю подряд в теленовостях говорят о пожарах и о погоде в России.

Сравним с запросами, которые пользователи отправляли поисковой системе "Яндекс", которая фиксировала всплеск обращений к тем или иным новостным темам. И дефицита в них не было. На пятой позиции — пожар в клубе в Донецкой области. Четвертое место — задымление в Москве. Обратите внимание: тема не попала даже в тройку, видимо, пользователи просто привыкли к ужасному состоянию воздуха. Строчкой выше — президентская инициатива по реформе МВД и переименованию милиции в полицию. На второй позиции – Granta (имя новой модели "АвтоВАЗа"), которое выбиралось по результатам открытого конкурса. Ну, а лидирует первый товарищеский матч футбольной сборной России под руководством нового тренера. Любовь российских пользователей к футболу не отбить никакими неудачами.

Между прочим, на жестком диске вашего компьютера вполне вероятно находятся экстремистские файлы. Поищите хотя бы по названиям "02", "03", "04" в формате Windows Media Video. Все они внесены в список экстремистских материалов Минюста, запрещенных к распространению. Попали они туда, благодаря решению суда Кировского района города Томска, который изъял файлы на диске у одного гражданина, приговоренного по делу об экстремизме.
Очевидно, томские судьи и чиновники Минюста, мягко говоря, не очень хорошо понимают, о чем идет речь, когда дело касается электронных носителей информации. Если провести аналогию с носителями офлайновыми, получилось бы что-то вроде – "Запрещается к распространению книга бумажная в зеленом переплете". Было бы здорово, если бы в результате подобных казусов ни один добропорядочный пользователь не пострадал.

Это не единственное, чем на минувшей неделе Томская область прославилась в Интернете. Местечко с актуальным нынче названием Гарь приобрело второе, не совсем привычное для его жителей наименование.

На картах Google в России обнаружен населенный пункт с необычным названием – Торрентреактор. Появился он на месте деревни Гарь Асиновского района Томской области и своим появлением, как нетрудно догадаться, обязан одному из крупнейших мировых торрент-трекеров torrentreactor.net.

Администрация американского портала заявила о том, что купила российскую деревню Гарь за 4,5 миллиона рублей, а после – переименовала ее в свою честь. В доказательство руководство треккера представило фотографию дорожного знака с надписью "Торрентреактор", на которой даже не наметанный глаз разберет весьма грубые следы фотошопа.

Владельцы сайта заявили, что договорились о переименовании с жителями деревни, которым пообещали полную модернизацию – Интернет, дороги, школы, больницы и так далее. По их данным, про Гарь в правительстве давно забыли, средний годовой доход обитателей деревни составляет всего 1300 рублей – именно столько они получают от огородничества, которым все поголовно занимаются.

В прессе информацию от torrentreactor.net охотно подхватили. Первым о "покупке" написал портал torrentfreak, и новость, так и не получив подтверждения, начала свой путь по Всемирной сети.

Первыми позвонить в администрацию Томской области догадались журналисты местной радиостанции. В руководстве Асиновского района, где и расположена Гарь, заявили, что никакого переименования не было, как и предложений от американцев. Впрочем, если они поступят, то жители деревни заранее на все согласны: обещанные деньги планируют потратить на восстановление дорог. В остальном в Гари все не так плохо, как считают в США: есть и Интернет, и больница, и школа, и даже своя пожарная часть. На карте Google деревня уже значится под двойным названием.

Почти уверен, если вы только что узнали эту новость и находитесь за компьютером, вы уже полезли в Google Maps с запросом Торрентреактор. Угадал? Перекраивая географические карты Google, не забывает и об Интернете. Там появилась серьезная угроза безоговорочному доминированию гиганта.

Google готовится к войне. Компания в самые сжатые сроки мобилизует все ресурсы для того, чтобы противостоять Facebook (запрещена в РФ). Речь идет о создании собственной социальной сети, которую, как не стесняясь заявляют разработчики, будут строить по образу и подобию детища Цукерберга.

Сеть под названием Google Me, разговоры о которой идут уже так давно, что она стала своеобразным мифом, сейчас в стадии активной разработки. Вот, что написал знакомый с ситуацией Адам Д’Анжело – бывший технический директор Facebook, а сейчас – владелец сервиса вопросов и ответов Quora: "Это не слухи. Большое число людей работают над этим. Я в этом абсолютно уверен. Они поняли, что Buzz недостаточно, необходимо строить полную, первоклассную социальную сеть. Они ориентируются на Facebook".

Сейчас Google активно докупает все, чего ему не хватает для социальной сети. Это не технологии – в них Google нет равных, а люди и компании, имеющие опыт работы на социальном рынке. Успешная соцсеть – единственное, что может спасти Google в гонке с Facebook, на котором пользователи уже проводят в два раза больше времени, чем на всех сервисах Google вместе взятых.

Ядро сети не является вопросом, так как здесь все, что можно, уже придумано. А вот по наполнению у Google – большие планы. Основную ставку в компании собираются сделать на социальные игры. Сейчас, по статистике, 40% времени, проведенного пользователями в соцсетях, приходится именно на игрушки.

Google загодя купил долю крупнейшего игрока этого рынка – компании Zynga, обеспечив себе право оперативно получать все игровые новинки. Впрочем, глава Zynga Марк Пинкус все-таки видит будущее за Facebook. "Google сделал для сетевого бизнеса больше, чем кто-либо другой. Фактически, он его создал, – говорит он. – Но сейчас сеть становится все более социальной, и здесь инициатива и возможности в руках Facebook – именно они могут сделать Интернет таким, каким он должен стать в будущем".

Google поглотил и компанию Slide, основанную выходцем из Украины Максом Левчиным, – она также разрабатывает социальные игровые приложения. Сервис Google Games откроется раньше социальной сети – как обещают, до конца этого года.

Впрочем, на этом Google не остановится. Чтобы получить статус лидера социально-игровой индустрии, он намерен ввести радикально новую платежную систему, через которую игроки смогут покупать виртуальные товары за реальные деньги. Для этого Google полностью купил терпящую бедствие компанию Jambool. Она разрабатывает программное обеспечение, позволяющее разработчикам интегрировать платежные системы прямо в свои приложения – например, в игры. То есть чтобы купить, например, трактор в "Веселом фермере", не нужно будет бежать с реальными деньгами к посреднику и ждать их перевода на счет игрока. Достаточно будет просто нажать кнопку в меню игрового магазина. Игры – только одна из областей, где это можно будет применить. Система Jambool, интегрированная в Google, должна стать конкурентом Facebook Credits – платежной программы в сети Цукерберга, которая превращает каждый доллар, списанный с карточки пользователя, в 10 универсальных кредитов, которые, по замыслу, должны стать единой интернет-валютой. После появления Credits многие заговорили даже о скором крахе PayPal.

Возвращаясь к социальной сети Google Me, отметим, что в жертву ей компания уже приносит многие проекты, которые до сих пор считались перспективными. Например, сервис Wave закрылся, очевидно, чтобы стать частью соцсети.

У Google сейчас 900 миллионов уникальных посетителей за месяц. У Facebook – почти в два раза меньше. Впрочем, в Google Me пользователей надо будет еще заманить. Да и сеть Цукерберга на месте не остановится. Если рост Facebook сохранится на прежнем уровне, уже через год аудитория соцсети прибавит еще 50%.

Кроме того, Facebook также активно внедряет новые сервисы и приложения. Так что слово "война" в разговоре об отношениях Google и Facebook звучит в знающих кругах все чаще.

К активной, можно сказать, гиперактивной деятельности Google мы еще вернемся, а пока пару сюжетов об искусстве. Хотя, возможно, произведение, о котором сейчас пойдет речь, многие откажутся назвать искусством по морально-этическим соображениям.

Голливуд заинтересовался тем аспектом мировой сети, о котором вслух обычно не говорят. На экраны выходит картина Middle Men ("Посредники"), повествующая о перипетиях жизни одного из воротил бизнеса, завязанного на "клубничке", — Кристофера Малика. В фильме, правда, он фигурирует под именем Джека Хариса.

Сюжет прост: середина 90-х. Главный герой, устав от не слишком удачной карьеры благопристойного интернет-бизнесмена, начинает строить собственную порноимперию, по ходу сюжета сталкиваясь со всеми обитателями этого теневого бизнеса — начинающими актрисами, не брезгующими постельными сценами, аферистами и даже (это можно рассматривать как бонус для отечественного зрителя) русской мафией.

Продюсер фильма действительно очень неплохо знает мир, показанный в "Посредниках". Кристофер Малик стоял у истоков американской порноиндустрии. Вернее, ее интернет-воплощения. В 1996 году именно он создал Paycom — одну из первых платежных систем, предоставляющую пользователю доступ к неприличному контенту за деньги. И одна из идей картины — попытка оправдаться перед собой и обществом. Малик явно хочет показать, что именно он и его коллеги порно-дельцы в 90-х заложили фундамент всего здания электронной коммерции.

"Посредник" был снят на собственные деньги Кристофера Малика — бюджет фильма составил 20 миллионов долларов. Но бюджет и тематика — не единственное, что связывает картину с порнобизнесом. Рекламная кампания фильма также была развернута на сайтах, специализирующихся все на той же "клубничке".

Шаг вполне оправданный, особенно если учесть, что, согласно статистике, 12% всех веб-сайтов — это ресурсы, так или иначе связанные с порнографией, и только в США 40 миллионов пользователей регулярно их посещают.

По словам Малика, рекламная компания оказалась удачной. Буквально за пару недель трейлер был просмотрен более 30 миллионов раз, и еще четыре миллиона перешли на сайт фильма по ссылкам с порносайтов.

Деятели другого вида массового искусства претендовали на роль героев-бессеребряников, открывателей новых отношений между творцом и аудиторией. Но все оказалось вовсе не столь безоблачно и романтично.

"Бесплатный сыр" бывает только в "мышеловках", – это еще раз доказала группа Radiohead. В 2007 году музыканты выложили в Сеть для бесплатного скачивания свой новый альбом In Rainbows. Пользователи сами решали, сколько заплатить группе за ее творчество, а многие и вовсе ничего не платили.

Тогда сторонники свободной музыки буквально боготворили Radiohead, но добрая воля оказалась всего лишь эффективным пиаром. Группа не указала, что акция ограничена по времени. В действительности музыканты и не думали отказываться от услуг музыкальных лейблов.

Спустя несколько месяцев они выпустили альбом на физическом носителе, и все права на музыку автоматически отошли компании, которая занималась тиражированием. Все пользователи, скачавшие "бесплатный" альбом после этого или разместившие его в свободный доступ, теперь потенциально – под прицелом правоохранительных органов.

Американская ассоциация звукозаписывающих компаний пригрозила им судами за нелегальное распространение авторского продукта. Одновременно она направила письмо в Google с требованием удалять блоги, которые по-прежнему распространяют альбом. Сами музыканты Radiohead молчат – отвечать на вопросы портала TorrentFreak они отказались.

Возвращаемся к Google. И теперь — о чисто российских проектах. И для пользователей – новости не слишком хорошие. Видеорекламы в YouTube станет больше. И, боюсь, то, что она все чаще будет звучать по-русски, мало кого обрадует.

На Youtube уже осенью этого года появится российская реклама. Ее можно будет покупать прямо в московском офисе компании, то есть не придется, как раньше, обращаться к европейским посредникам. Причем продаваться будет не число прокруток рекламных роликов, как это принято в Рунете, а время их размещения на сайте.

Минимальная квота – один день. По словам главы российского офиса Google Владимира Долгова, подобная система обусловлена спецификой видеохостинга. "Если посмотреть на Youtube, как на рекламную площадку, то она, в общем-то, больше всего схожа, наверное, с телевидением, и здесь получается, что измеряемым параметром является та самая аудитория, а параметр как раз аудитории за день", – отмечает он.

Подробностей о стоимости рекламы на Youtube пока нет. Ценовая политика сейчас только разрабатывается. Во время тестовой кампании, которая должна была показать, насколько востребована реклама на видеохостинге, Google предложила рекламодателям 7 миллионов показов за 275 000 рублей, то есть 1000 показов обошлась примерно в 39 рублей – на порядок меньше, чем у сетевых конкурентов.

"Я думаю, данная услуга будет пользоваться популярностью, но, естественно, нужно будет смотреть, прежде всего, на результат рекламных кампаний и последующую стоимость одного перехода или показов за пребывание рекламодателя в сутки на одном видеоролике, – считает Артем Шалдин – начальник отдела мониторинга дирекции интернет-сайтов ВГТРК. – Собственно, уже по результатам можно будет судить, насколько это эффективно, и насколько это будет интересно рекламодателям".

Youtube продает видеорекламу уже около двух лет. В России запуск рекламного сервиса был отсрочен из-за технических проблем. Впрочем, совсем скоро российским пользователям, как и их западным коллегам, перед просмотром искомых видеороликов придется лицезреть рекламный блок.

Если вас все это скорее расстраивает, попробуем компенсировать ваши негативные эмоции. Google представил сервис для водителей. Да-да, на картах появились данные о дорожном движении.

Google запустил в России собственный "пробочный сервис". Пока – в тестовом режиме, только для Москвы и Санкт-Петербурга. В дальнейшем охват городов будут расширять.

Сервис действует на базе Google-карт. В правом верхнем углу экрана появилась соответствующая кнопка. При ее нажатии дороги города раскрашиваются в различные цвета, в зависимости от загруженности.

Ничего нового. Черно-красные магистрали стоят наглухо, красные – еле двигаются, желтые – немного затруднены, а зеленые – свободны. Интереснее другое – откуда Google берет информацию о трафике. Сервис долгое время не мог открыться в России именно из-за этой проблемы.

Крупнейшего поставщика информации о пробках купил "Яндекс", да и с госорганами, которые занимаются мониторингом, Google, как иностранной компании, было договариваться сложнее. В результате "Яндекс.Пробки" на протяжении двух лет были фактически уникальным предложением на отечественном рынке и одним из главных средств в конкурентной борьбе с Google. Впрочем, последний все-таки нашел выход из положения. Правда, имен поставщиков информации в Google назвать не могут, но охотно рассказывают о данных, полученных от мобильных пользователей "пробок" – версия для смартфонов также запущена, работает на большинстве аппаратов и совершенно бесплатно.

"Если человек использует карты Google на телефонах либо series 60 (Nokia series 60), либо андроиды, либо айфоны, то с этих телефонов, если он поставил соответствующий "флажок", чтобы пересылать эти данные обратно, и если у него включен GPS для точного позиционирования, он отсылает данные обратно в Google фактически – не о своем местоположении, а куда он движется, в каком направлении, с какой скоростью, – поясняет менеджер по продуктам Google Россия Борис Хвостиченко. – Если он этот "флажок" выключил, либо если он не находится в Сети, если не включен GPS, еще много-много "если" – эти данные к нам не попадают никаким образом".

Помимо оперативной информации, сервис Google может хранить и историю пробок – используя ее, можно спланировать свой маршрут в зависимости от загруженности дорог в то или иное время. Правда, карта пробок у Google далеко не так подробна, как у "Яндекса", но после тестирования все должно измениться в лучшую сторону.

Отсутствие трафик-сервиса было серьезной "дырой в кармане" российского Google. Чтобы узнать информацию о загруженности дорог, пользователям приходилось переходить на другие сайты. Теперь можно ожидать, что доля Google на российском рынке поднимется еще на несколько процентов.

Тестирование российского пробочного сервиса Google начал еще около года назад. Тогда один из пользователей портала roem.ru открыл карту Москвы на айфоне, находясь в Сиднее, и на мгновение все улицы города в зависимости от забитости транспортом стали разноцветными. Тогда в Австралии Google запустил тестирование ряда новых социальных сервисов, и пробки оказались одним из них.

Вообще, среди так сказать пробочных служб теперь есть, что выбрать: на днях вышла новая версия совсем нечужого нам сервиса probki.vesti.ru — интересный вариант сотрудничества ВГТРК и компании "Навител". Он информирует о дорожной ситуации не только в Москве, но и в других городах России, Украины, Белоруссии и Казахстана.

Впереди — рейтинг самых разыскиваемых в Рунете людей, точнее, тех, чьи имена на минувшей неделе вызвали всплеск интереса пользователей Google. На пятом месте рейтинга персон — губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, который предложил перенести игорную зону в Анапу. Продолжает список мэр Москвы Юрий Лужков, прервавший отпуск, чтобы вернуться в задыхавшуюся от дыма столицу. Третья позиция на этой неделе – у президента Дмитрия Медведева, потребовавшего наказать виновных в злоупотреблениях при закупке медицинской техники. На втором месте — футболист Сергей Семак, который не попал в состав сборной страны. Ну, а самый большой всплеск запросов связан с именем актера Бруно Кремера, скончавшегося на 81-м году жизни.

Пришло время и нашей программе слегка отдохнуть. В конце-концов, все имеют право на отдых. Даже неустанный шеф-редактор Вестей.net Павлик. До встречи через пару-тройку недель! Россия, пока!