"Специальный репортаж": Ясли для бизнеса

В США вот уже больше полувека будущие магнаты встают на ноги и делают первые шаги в бизнес-инкубаторах. По всей стране их около тысячи. Доля местных предпринимателей, добившихся успеха, впечатляет – восемьдесят пять процентов.

В США вот уже больше полувека будущие магнаты встают на ноги и делают первые шаги в бизнес-инкубаторах. По всей стране их около тысячи. Доля местных предпринимателей, добившихся успеха, впечатляет – восемьдесят пять процентов.

"Мы продаем соусы в такой банке за 4 доллара, побольше стоит 7 долларов. А галлон – их уже покупают рестораны – идет уже по 17", – говорит владелец производства соусов Бен Харпер.

Рецепт этого соуса, который хорошо идет под барбекю, Бен Харпер изобрел сам. Еще два года назад он варил его только у себя кухне и продавал понемногу на рынке, как частный предприниматель. Сейчас его соус продается в супермаркетах по всему штату Огайо.

"Когда я работал дома, я мог делать всего по 30-35 литров соуса. Но нам нужно было расширяться. Здесь, в бизнес-инкуборе, мы можем использовать оборудование на 350-400 литров Мы растем!", – сказал Бен Харпер.

Все, что Бен выкладывает из своего кармана, – это арендная плата, которая гораздо ниже рыночной. За оборудование не платит ни цента. Бесплатно и услуги персонального наставника по развитию бизнеса. Все, чем Бен обязан за эти блага бизнес-инкубатору, – со временем стать успешным и, главное, самостоятельным.

"Это классно, когда наши выпускники готовы сами купить себе оборудование, приобрести собственное помещение и начать свою собственную взрослую жизнь. Инкубатор -это поддержка и защищенность, а это очень важно для начинающего предприятия", – отметил директор бизнес-инкубатора Ларри Фишер.

Он с гордостью показывает свою фабрику по производству малых бизнесов: только сейчас здесь "выращивают" более полусотни.

"85% предприятий, которые выращены в бизнес-инкубаторе, становятся успешными. Сравните – за пределами инкубатора выживают лишь 50%. Я думаю, ничего лучше для поддержки и развития малого бизнеса еще не придумали", – сказал Ларри Фишер.

Обычно инкубационный период малого бизнеса – 3-4 года, но эта пекарня здесь уже 14 лет.

"Мы делаем вот такие крекеры – их можно есть вместо хлеба. Они вкусные. Кроме того, могут долго храниться. Они чудесные!", – рассказывает совладелец пекарни Джереми Боумэн.

Вырваться из теплого гнезда им никак не удается. Впрочем, никто и не выгоняет. Они кормят диетическими хлебцами население штата и зарабатывают себе на жизнь, значит, проект все равно удался.

Бизнес-инкубаторы еще часто называют "яслями для бизнеса". Ведь малые предприятия здесь холят и лелеют с самого рождения. Самый первый в мире бизнес-инкубатор появился в США в 1959 году. Сотрудники обанкротившейся фабрики заняли помещения и начали создавать там свои собственные фирмы. Сейчас в Америке насчитывается около тысячи бизнес-инкубаторов – больше, чем в любой другой стране мира.

Вице-президент Национальной Ассоциации бизнес-инкубаторов Трейси Китс: "У нас есть администрация экономического развития, ежегодно она выделяют деньги на бизнес-инкубаторы. Главным образом, государство финансирует строительство зданий".

Инициатива же создания бизнес-инкубаторов в США обычно исходит "снизу". Это могут быть представители университетов или колледжей, бизнесмены и наиболее активные представители местной общественности. Три четверти американских бизнес-инкубаторов – это некоммерческие организации. Их прибыли хватает только на то, чтобы обеспечивать свою работу.

"Это действительно похоже альтруизм. Но нам просто необходимо развивать экономику нашего региона. Думаю, у нас получается делать то, что мы задумали: некоторые из тех, кто начинал здесь бизнес 20 лет назад, сейчас имеют предприятия, на которых работают по 200 сотрудников", – говорит директор центра Инноваций Университета Огайо Дженифер Симмон.

Дженифер возглавляет инкубатор, где развивают инновационные проекты. Он тесно связан с Университетом Огайо. Самые перспективные идеи и новые проекты, которые рождаются в его стенах, затем перекочевывают сюда, чтобы стать не только прорывом в науке, но и коммерчески успешным продуктом.

"Сейчас мы тестируем новое лекарство против рака. Вот этот тест мы закончим через неделю. И по его итогам мы решим, будем ли мы работать дальше с этим препаратом или изменим его, и начнем другие тесты. Это непрекращающийся процесс", – рассказала ассистент лаборатории Джесика Джиллеспи.

Их предшественники съехали из этой лаборатории совсем недавно: они изобрели революционную технологию по выявлению инфекцией. В частности, их диагностические тесты используются для определения свиного гриппа. Компания "Гибрид Дайогнозис" вызревала в инкубаторе 20 лет и недавно была продана фармацевтическому гиганту "Квидел" за 130 миллионов долларов.

"Мы помогаем компании написать бизнес-план, предлагаем бесплатные деловые семинары. Можно использовать конференц-залы и лаборатории, Интернет. Цены за аренду у нас не намного ниже рыночных, но мы можем предложить много бесплатных услуг", – сообщил Дженифер Симмон.

Берут сюда не всех. Конкурса как такового нет, но нужно доказать: идея будущего предприятия действительно перспективная.

"На этой странице каждый тренер может подобрать спортсмена под определенные критерии поиска. Здесь можно узнать, на что способен каждый кандидат, его рост, вес, то есть здесь видно, какие спортсмены удовлетворяют их требованиям", – говорит представитель компании GotGame Media Крейг Декер.

Крейг занимается раскруткой Интернет-сайта для студенческих спортивных команд. Это пилотный проект. А для Крейга еще и первая серьезная работа после окончании аспирантуры в Университете. Его задача – сделать сайт популярным во всей стране.

"Иногда здесь бывает одиноко. Это тихое место, тихая комната. К счастью, иногда мне приходится звонить по работе своим клиентам, а также общаться с коллегами, – сказал Крейг Декер. – Главное для меня в бизнес-инкубаторе – наладить связи нужными людьми, которые могут стать партнерами или инвесторами".

Около 54%, то есть примерно половина бизнес-инкубаторов в США, – так называемого смешанного типа, где собраны самые разные предприятия. Остальные придерживаются узкой специализации – научные и сельскохозяйственные, для модельеров, артистов и художников.

Один из первых в США арт-инкубаторов находится здесь, в штате Вирджиния, на территории бывшего оборонного завода. Во времена Второй мировой войны здесь производили торпеды. Последние четверть века выращивают таланты. Конечно, арт-инкубатор отличается от обычного. Здесь не учат писать бизнес-план или подсчитывать возможную прибыль. Главное, что нужно художникам, – это большие пространства, низкая арендная плата и особая атмосфера места с историей, которая притягивает сюда посетителей.

Место в Торпедо Фэктори стоит в 10 раз меньше, чем в обычной галерее. Поэтому очередь из желающих попасть сюда никогда не заканчивается.
"Я пришла сюда сразу после окончания школы. И мне сразу дали огромную светлую студию на третьем этаже. Я тогда о таком и мечтать не могла! Выйти из школы и начать заниматься тем, что ты хочешь! Тогда еще сюда не пускали посетителей – здесь были только рабочие студии художников", – рассказала художник Лаура Эдвардс.

Какое бы вдохновение ни посетило художника, в любой момент его могут отвлечь – это одно из условий пребывания здесь.

"Это здорово – находиться здесь. Хотя в любой момент посетители или коллеги могут тебя спросить – что за фигня у тебя на картине? Много людей, много мнений.. Творческая энергия бьет ключом!", – сказала Лаура Эдвардс.

Уехать в Нью-Йорк или открыть собственную галерею удалось единицам. Впрочем, и в этом случае основная цель создателей инкубатора достигнута: у тех, кто хочет что-то делать сам, есть место для работы и стартовые возможности. А уж как этим распорядится "птенец" – владелец пекарни или вольный художник – зависит только от него самого.