ИжАвто всё ещё тянется к отвёртке. "Автовести" с Сергеем Асланяном

У нас в стране скончалось несколько автомобильных заводов. Самый заметный из покойников – АЗЛК, ушедший в историю как ОАО "Москвич". Его смерть в 2006 году страна встретила спокойно, приняв за честно заслуженный результат и даже не проводив в последний путь добрым словом.

У нас в стране скончалось несколько автомобильных заводов. Самый заметный из покойников – АЗЛК, ушедший в историю как ОАО "Москвич". Его смерть в 2006 году страна встретила спокойно, приняв за честно заслуженный результат и даже не проводив в последний путь добрым словом. В прошлом году тихонько помер Серпуховский автомобильный завод, десятилетия специализировавшийся на мотопротезах типа "Где этот чёртов инвалид?", известных специалистам как мотоколяска С3А и С3Д, под занавес биографии перешедший на выпуск "Оки".

Тогда же умер ИжАвто, созидавший (как дешёвые креплёные вина Портвейн 33, Портвейн "Три топора" - 777) автомобили под общим именем "Москвич" с номерами 408, 412 и только перед смертью дотянувшийся до чего-то светлого, да и то корейского и по отверточной технологии. Автомобили ИжАвто оставили тяжкий след в народной памяти, поскольку все годы были разными вариациями на тему старого "Москвича". При чём когда на волне перестройки, гласности и ускорения всем захотелось перемен, именно Ижевские "Москвичи" стали символом тотального отставания автопрома. Тяжко рестайлинговый "Портвейн-412" был удручающе накрасив, недопустимо отставал по качеству даже от подольских швейных машин и не покупался. Чтобы как-то спасти завод, на ижевские машины пересадили милиционеров, замкнув спираль народной неприязни в тяжкий круг безысходности, заставив нелюбимую милицию ездить на нелюбимых автомобилях.

Единственный самостоятельно сделанный на ИжАвто и весьма приличный с виду автомобиль 2126 под именем "Орбита", а потом и под еще более новым именем "Ода", на деле оказался все тем же креплёным изделием. Он подавался, как новое слово в отечественном автомобилестроении, но был сделан на агрегатах всё того же "Москвича-412", зато в нержавеющем кузове. Единственный независимый краш-тест "Оды" вышел в печати под заголовком "Оцинкованный или цинковый?", а ответом на него стала разборка с главным редактором в ночном подъезде в исполнении нескольких громил.

Но, оказывается, самый свежий из покойников никак не уймется и всё еще тянется к отвёртке, чтобы порадовать покупателей результатами своей неугомонной работы. Находясь в процесс банкротства, ИжАвто готовится в сентябре начать производство ВАЗ-2104, а если сильно повезет, то и прочего ВАЗовского заднего привода (2105 и 2107). В этом отношении ИжАвто верен традиции и готов привычно взяться за Портвейн-33 и "Три топора".

Затея имеет шансы на осуществление, поскольку ВАЗ готовится к выпуску современнейших французских "Рено Логан" и наследие итальянцев 40-летней выдержки его тяготит. Пару лет тому назад ВАЗ собирался купить ИжАвто и перевести туда производство старья, но тогда местная гордость не подпустила их к предприятию. А теперь ижевцам так хочется кушать, что уже без разницы, чем заниматься. Но "Жигули", как и Портвейн – не лучший выход для завода, страны и покупателей...

"Автовести" с Сергеем Асланяном на радио "Вести ФМ".