Тема:

Цены на гречку и хлеб 8 месяцев назад

Оболенцев: спекулянты повысили закупочные цены на гречку на 40-60%

Оболенцев: серьезные трудности в сельском хозяйстве преодолимы
Россия ввела запрет на экспорт зерна. Как эта мера скажется на ценах на зерно, муку? Каковы реальные запасы зерна в России? Затронут ли трудности в сельском хозяйстве население? На эти и другие вопросы в интервью Вестям.Ru ответил председатель Агропромышленного союза России Иван Оболенцев.

С 15 августа Россия ввела запрет на экспорт зерна. Как эта мера скажется на мировых и российских ценах на зерно, муку? Каковы реальные запасы зерна в России? С какими трудностями столкнулось сельское хозяйство страны, в частности, животноводство из-за засухи? На эти и другие вопросы в интервью Вестям.Ru ответил председатель Агропромышленного союза России, председатель Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу Иван Оболенцев.

"Как известно, в связи с засухой в 35 регионах страны и потерей значительной части урожая российское правительство приняло решение ввести запрет на экспорт зерна с 15 августа до конца текущего года. Это непростое, но вынужденное решение. Частично или полностью не собрано зерно почти с 11,15 млн га посевных площадей, что составляет порядка 26% посевных площадей. Другая неутешительная тенденция - резкое снижение качества зерна в тех регионах, где урожай удалось собрать и отправить на элеваторы. Так, доля пшеницы 3-го и 4-го классов в текущем году значительно ниже, чем в прошлом", - отметил Оболенцев.

Экономический ущерб для российского АПК не ограничивается потерями от гибели сельскохозяйственных культур, серьезные трудности еще только начинаются для животноводства и птицеводства из-за ухудшения положения с кормами, считает глава Агропромышленного союза. Серьезно осложнилось положение агрохолдингов, осуществляющих инвестиционные проекты на заемные средства.

"Правительство объявило, что сумма подтвержденного ущерба агропромышленному комплексу составляет около 32,7 млрд рублей. Это оценка, по-видимому, включает лишь те регионы, где был объявлен режим ЧС, да и то не все. Сами пострадавшие регионы просят возместить убытки на сумму 37,1 млрд рублей", - пояснил Оболенцев.

В этих условиях Минсельхозу пришлось составить специальный реестр соискателей на получение господдержки.

"Экспертные оценки учитывают не только прямой ущерб, но и упущенную выгоду. Только по причине снижения сборов зерна реально соберем, по-видимому, около 60 млн тонн против 97,1 млн тонн в прошлом году. Сельхозпроизводители недополучат около 180 млрд рублей. Причем особенно пострадал фуражный сектор - сокращение примерно на 25-30%. Из-за засухи решено продлить 127 млрд рублей инвестиционных и краткосрочных кредитов сельхозпредприятиям с сохранением субсидирования процентной ставки. При этом затраты федерального бюджета на эти цели оценивают в 6-7 млрд рублей в год", - подчеркнул Оболенцев. Еще минимум 90 млрд рублей не поступят в бюджет из-за введения запрета на экспорт зерна.

В связи с засухой и снижением урожая зерновых Россия временно уступила завоеванное в последние годы место в ряду крупнейших зерновых экспортеров (2009 году за рубеж поставлено 22 млн тонн зерна), тогда как США, Франция, Аргентина, Австралия и другие экспортеры в условиях благоприятной конъюнктуры увеличили свою долю на внешних рынках.

При этом эксперты полагают, что сальдо зернового торгового баланса России в текущем году останется профицитным - до введения запрета экспортеры успели поставить на мировой рынок 3,6 млн тонн зерна.

Отвечая на вопрос о том, как повышение стоимости зерновых скажется на потребителях, Оболенцев отметил: "На внутреннем рынке в Курской, Владимирской, Волгоградской областях, Республике Татарстан, на Урале и в ряде других регионов существенно выросли розничные цены на хлеб, хлебобулочные изделия, пшеничную муку. Вслед за этим повысились цены на картофель - "второй хлеб" России, а также цены на овощи. Серьезно подорожала, а кое-где исчезла с прилавков гречневая крупа. В 2007-2008 годах Россия собирала неплохие урожаи - порядка 1 млн тонн гречихи ежегодно, но в 2009-2010 годах положение с этой культурой резко изменилось к худшему. Так, в текущем засушливом году, по предварительным данным, может быть собрано всего 400-450 тыс. тонн гречихи. На этом фоне поставщики и спекулянты поспешили повысить закупочные цены на 40-60%".

Если не принять дополнительные меры, повышение цен затронет и другие звенья продовольственной цепочки уже этой осенью, полагает Оболенцев.

"Засуха заставила смотреть на ситуацию в российском АПК другими глазами, в том числе и тем, кто прогнозировал неуклонный подъем зерновой отрасли без оглядки на климатический фактор, без внедрения институтов агрострахования и учета региональной специализации агропродовольственного комплекса. Эйфория от успехов ушла, осталось понимание того факта, что природные катаклизмы - не аномалии, а норма, и к ним необходимо быть готовым заранее", - подчеркнул глава Агропромышленного союза.

На вопрос Вестей.Ru о состоянии зернового баланса России Оболенцев ответил, что зерновой баланс текущего года, по имеющимся расчетам, будет бездефицитным, за исключением кормов, где прогнозируют нехватку в размере 7 млн тонн. На сегодня в России убрано более половины площадей зерновых, намолочено 40,3 млн тонн зерна. Вместе с тем, окончательные прогнозы делать пока рано, нужно дождаться 1 октября 2010 года, когда подведут итоги уборки урожая, считает Оболенцев.

Нельзя также забывать о значительных накопленных переходящих запасах зерна, которые, по оценкам Минсельхоза, составляют 20-23 млн тонн. "Многие эксперты считают такие оценки завышенными, хотя, разумеется, длительные сроки хранения оказали отрицательное воздействие на их качественные показатели. Даже если ситуация текущего года вынудит закупать больше зерна и кормов, огромной беды в этом нет - состояние платежного баланса России позволяет осуществлять закупки продовольствия в чрезвычайных ситуациях", - пояснил глава Агропромышленного союза.

Некоторые эксперты считают, что до конца года Россия может закупить до 1,5-2,5 млн тонн зерна, тогда как в прошлом году объем импорта составил порядка 400 тыс. тонн.

Обычно остродефицитную кукурузу, гречиху, сою, а также небольшие объемы ржи и ячменя Россия закупает у Казахстана, Украины и некоторых других стран. Сбить ажиотаж на рынке гречневой крупы помогут нынешние закупки в Китае, считает Оболенцев.

По прогнозам экспертов, потребление зерновых в России в текущем сельскохозяйственном году составит 77 млн тонн, в следующем году потребление может вырасти. При этом дефицит природных кормов вынуждает сельхозпредприятия увеличивать закупки зерна на нужды животноводства и птицеводства.

По оценкам метеорологов, в ряде регионов почва потеряла слишком много влаги. Это означает, что сев озимых культур откладывается с привычного августа на сентябрь.

"С учетом этого следует уже сейчас предусмотреть комплекс мероприятий, необходимых для обеспечения потребностей страны в продовольственном и фуражном зерне. При условии подтвержденных запасов для сохранения бездефицитного зернового баланса потребуется собрать в 2011 году как минимум 60 млн тонн", - отметил Оболенцев.

В Росагропромсоюз поступают обращения от сельхозпроизводителей, пострадавших от засухи, с просьбой донести до сведения законодательной и исполнительной властей страны требования о принятии неотложных и действенных мер по стабилизации финансового положения сельхозтоваропроизводителей. Некоторые предложения уже учтены. Так, Росагропромсоюз обратился в правительство и Минсельхоз с предложением ввести ограничения на экспорт зерна до окончательного подсчета потерь текущего года, анализа состояния мирового рынка зерна и завершения озимых посевных работ.

"С помощью запрета на экспорт удалось если не стабилизировать цены на внутреннем рынке, то, по крайней мере, предотвратить их неконтролируемый рост. Кроме того, введенные ограничения позволят, если можно так выразиться, перевести дух всем участникам зернового рынка, детально разобраться с объемами и качеством зерна нового урожая, проинвентаризировать реальные переходящие запасы зерна, предметно подойти к проблеме составления зерновых балансов по регионам и стране в целом, подготовить прогнозы развития конъюнктуры зернового рынка с учетом ожидаемых изменений мировой конъюнктуры", - подчеркнул Оболенцев.

Запретив вывоз зерна, "мы не должны потерять рынки сбыта за рубежом". "Необходимо найти правильные слова и действия, чтобы показать, что мы не уходим с рынка надолго, что мы и в дальнейшем будем надежными партнерами и заинтересованы в расширении их круга", - подчеркивает Оболенцев.

Сейчас Россия испытывает значительные трудности, что должны правильно понять импортеры. С этой целью Росагропромсоюз предлагает Минсельхозу и отраслевым союзам провести переговоры с основными торговыми партнерами с тем, чтобы разъяснить им позицию России. "Мы также считаем, что введенный запрет не должен стать догмой. Если станет очевидно, на основе объективной оценки и расчетов, что данный запрет "работает" против нашей экономики, он должен быть немедленно отменен", - сказал глава Агропромышленного союза.

При этом Росагропромсоюз полагает, что наряду с запретом на экспорт зерна, важно предпринять и другие меры, в том числе, необходимые для налаживания поставок избыточного зерна из южных и сибирских регионов России в центральные, северо-западные и поволжские регионы, пострадавшие от засухи. К таким мерам Оболенцев отнес снижение железнодорожных тарифов на перевозку зерновых грузов, а также усиление мер финансовой поддержки участников зернового рынка - предприятий мукомольной и комбикормовой промышленности, животноводческих хозяйств и птицефабрик.

При этих условиях зерно из Южного федерального округа, которое планировали отправить за рубеж, можно быстро перенаправить в пострадавшие регионы, сельхозпроизводители России не понесут убытков от этой операции, а потребители зерна не заплатят за зерно слишком большую цену.

"Важно также не допустить выстраивания искусственных региональных барьеров для внутрироссийского перемещения зерна, которые уже сейчас возводят в некоторых регионах под прикрытием аргументов о необходимости экономической защиты интересов отдельно взятого субъекта федерации. Ни к чему хорошему такой «сепаратизм» не приводил и не приведет. Важны не только своевременность разработки и принятия таких мер, но и информированность о них участников рынка. Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда о существующих мерах поддержки ее потенциальный получатель не информирован вообще или информирован слабо", - подчеркнул Оболенцев.

В этой связи Агропромышленный союз намерен обратиться к правительству и Минсельхозу с предложением опубликовать в СМИ и Интернете полный перечень мер поддержки и список необходимых документов для получения такой поддержки, а также порядок прохождения документов через инстанции. "Причем сделать это простым и понятным языком, буквально - "делай раз, делай два". Это, кстати, дополнительная гарантия того, чтобы выделяемые правительством финансовые средства "не зависали" непонятно где, а быстрее доходили до конечных получателей", - считает Оболенцев.

На вопрос Вестей.Ru о порядке работы с интервенционным фондом зерна Оболенцев ответил, что Минсельхоз принял решение отложить проведение товарных интервенций на зерновом рынке.

"Разумеется, механизм их проведения сейчас далек от идеала, но в тех случаях, когда они проводились своевременно, свою роль он выполнял, создавая внятные ценовые ориентиры для участников зернового рынка. Сейчас принято решение предоставлять зерно пострадавшим регионам из интервенционного фонда по цене закупки. В таком случае можно было бы рассчитывать на некоторое мягкое понижение цен. Это будет выгодно как для животноводов, так и для хлеборобов. На сегодня это единственно правильное решение", - пояснил он.

Сейчас нужно быстро и без потерь довести зерно до тех, кто сильно пострадал от засухи. Участники зернового рынка рассчитывают, что в ближайшее время Минсельхоз предложит механизм перераспределения зерновых запасов между нуждающимися регионами.

"Для этих целей целесообразно привлечь такие авторитетные общественные организации как Агропромышленный союз России, Российский зерновой союз и Национальный союз производителей зерна. Это повысит качество разрабатываемых документов, позволит нивелировать возможный субъективизм и элементы коррупции при распределении зерна", - считает Оболенцев.

Отвечая на вопрос Вестей.Ru о неотложных мерах по преодолению последствий засухи, Оболенцев отметил, что перекладывание рисков при ведении сельскохозяйственного производства исключительно на плечи государства - весьма обременительный и тупиковый путь.

"Агропромышленный союз России подготовил и направил в правительство свои предложения по преодолению сложившейся ситуации, в числе которых продление не менее чем на три года кредитов и лизинговых платежей, увеличение в три раза лимита средств федерального бюджета на компенсацию части затрат сельхозпроизводителям по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, снижение ставки по всем кредитам до 10-11%, расширение масштабов страховой деятельности в АПК, разработка концепции развития страхования с государственной поддержкой для АПК России, подготовка кадров для сельскохозяйственного страхования", - пояснил Оболенцев.

К его сожалению, поручения правительства по активизации агрострахования так и не удалось выполнить в должном объеме. По оценкам экспертов, в текущем году застраховано не более 20% урожая, что в очередной раз ложится серьезным бременем на федеральный и региональные бюджеты. Однако и там, где урожай застрахован, существуют сложности с получением страхового возмещения.Правительству поручено к 1 ноября представить предложения по созданию системы страхования рисков в сельском хозяйстве.

"В качестве одной из таких мер мы предлагаем для проведения государственной политики в области страхования АПК создать с участием государства Агростраховую компанию, которая станет получателем и распределителем бюджетных средств на господдержку страхования урожая, будет являться перестраховщиком договоров агрострахования, сопровождать договора страхования, проводить экспертизу ущерба, возмещать убытки производителей. Мы много говорим о том, что неплохо бы знать - где, сколько и какой продукции АПК должно производиться в России для того, чтобы не только полностью удовлетворять растущий внутренний спрос, но и развить экспортный потенциал. Однако до сих пор, в частности, не составлены реальные прогнозные региональные и федеральный балансы зерна и других видов сельхозпродукции. И в этом, на наш взгляд, большая недоработка Минсельхоза", - считает Оболенцев.

По его словам, Минсельхоз не должен указывать фермеру, хозяйству или холдингу сколько и чего сеять, но дать обоснованные рекомендации по регионам министерство обязано. "А уже от этого видения можно строить и обоснованную политику предоставления льгот, субсидий и преимуществ нашим сельхозпроизводителям", - добавил глава Агропромышленного союза.

Здесь возникает и вопрос о разработке региональной специализации агрокомплекса страны. При этом нужно учитывать биоклиматические условия региона, его организационно-хозяйственные особенности, транспортные и логистические возможности. Большую роль играют демографический фактор (с учетом размещения и мобильности населения), а также привязка региона к внутренним и внешним рынкам сбыта.

"Разработка такого документа является задачей федерального уровня. Имея такие наработки, можно будет своевременно упреждать такие негативные явления как угроза перепроизводства отдельных видов продукции или избыточная конкуренция. В целом, это должно способствовать большей сбалансированности рынка и достижению устойчивой прибыльности хозяйств", - считает Оболенцев.

За прошедшие семь-десять дней резко выросли цены на гречку (до 60-70%), муку (30-40%). В некоторых регионах подорожали хлебобулочные изделия, картофель.

На вопрос Вестей.Ru о мерах по сдерживанию роста цен, Оболенцев ответил: "В любой стране при потере трети урожая зерновых неизбежно будет происходить изменение цен не в лучшую для потребителя сторону. Что касается конкретно России, то, оценивая текущую жесткую ситуацию, было бы неконструктивно сосредоточиться только на ошибках и недоработках в деятельности конкретных министерств и ведомств или региональных властей. Задача скорее состоит в том, чтобы на каждом уровне - от правительства до рядового сельхозпроизводителя - найти способы как улучшить ситуацию по стране".

Прежде всего, необходимо остановить начавшееся повышение цен на продовольственные товары. Тогда последствия засухи будут менее ощутимы, в том числе и для рядового потребителя продуктов питания, пояснил Оболенцев. Продовольствие - тот вид ресурсов, который по своей социальной значимости занимает основное место в структуре потребительских расходов населения.

"В этой связи, целесообразно подготовить дополнения и изменения к действующим законам, регулирующим производство и распределение сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Изменения в законах нужны для создания "подушки безопасности" на случай возникновения чрезвычайных ситуаций такого масштаба, как та, которую мы ощутили в 2007 и в текущем году. Эти поправки должны регламентировать поведение всех хозяйствующих субъектов по всей цепочке "от поля до прилавка" при объявлении режима ЧС в отдельном регионе или в стране в целом, и, в конечном итоге, ставить заслон для необоснованного завышения цен для конечного потребителя", - подчеркнул глава Агропромышленного союза.

В частности, по данным ассоциации торговых сетей "АККОРД", сейчас торговые сети сталкиваются с требованиями поставщиков о повышении закупочных цен. При этом такие требования выдвигают и те поставщики, которые от засухи и пожаров не пострадали.

Эксперты полагают, что утвержденный Дмитрием Медведевым 18 августа перечень поручений о мерах по стабилизации положения на внутреннем зерновом рынке создает хорошую базу для сдерживания инфляции. Власти постоянно отслеживают динамику цен на основные продукты питания (муку, хлеб, мясо, молоко), а при выявлении случаев нарушения действующего законодательства принимают необходимые меры.

"Правительству поручено также при определении порядка реализации фуражного зерна из федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия предусмотреть возможность расширения перечня субъектов России, на территории которых такой порядок может быть применим при возникновении дисбаланса на соответствующем региональном рынке, а также определить уровень цен реализации фуражного зерна с тем, чтобы они в максимально возможной степени учитывали интересы как производителей зерна, так и его потребителей", - отметил Оболенцев.

В целях восстановления платежеспособности сельхозпроизводителей и создания условий для проведения посевных работ глава государства поручил к 1 сентября рассмотреть вопрос о возможности перекредитования, реструктуризации и продления выданных кредитов, продления оплаты лизинговых платежей по заключенным договорам лизинга сельскохозяйственной техники.

"Важно, что президент и правительство прислушиваются к пожеланиям аграриев и отраслевых союзов и принимают конкретные меры, направленные на облегчение финансового положения хозяйствующих субъектов. Так, в ходе августовской встречи с руководителями сельхозпредприятий Ставропольского края Дмитрий Медведев рекомендовал банкам продлить займы для АПК. Он также допустил возможность пересмотра решения о запрете экспорта зерна после подсчета общего объема урожая, собранного в стране, что соответствует пожеланиям аграрного сообщества страны. Уверен, что принимаемые президентом, правительством, Минсельхозом, органами АПК субъектов России комплексные меры по поддержке сельхозпроизводителей в непростых условиях текущего сельскохозяйственного года приведут к сглаживанию ценовых колебаний на продовольственных рынках и стабилизации финансового состояния сельскохозяйственных предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств", - заключил Оболенцев.