Лужков попросил закатать в асфальт 4 триллиона

Московские власти хотят потратить 4 триллиона рублей на строительство дорог. Юрий Лужков убежден, что это решит транспортные проблемы, которые мешают превратить город в международный финансовый центр. В столичном бюджете такой суммы нет, поэтому мэр рассчитывает на помощь федерального центра.

Московские власти хотят потратить 4 триллиона рублей на строительство дорог. Столичный мэр убежден, что это решит транспортные проблемы, которые мешают превратить город в международный финансовый центр. При этом в столичном бюджете нет такой суммы, поэтому Юрий Лужков рассчитывает на помощь федерального центра. Однако столь дорогие запросы вызвали у экспертов ряд сомнений. Они не уверены, что потратив 4 триллиона рублей, городские власти освободят Москву от пробок. О ценах на дороги и о том, куда эти дороги ведут - материал корреспондента "Вести ФМ" Николая Осипова.

Дороги вдохнут жизнь в задыхающийся от пробок город. Удобная транспортная система - давняя мечта москвичей и московских властей, но пока ни один проект, ни одна программа не сделали дороги более удобными. Однако мэр столицы Юрий Лужков решился озвучить цену этой мечте - 4 триллиона рублей. Это стоимость программы по модернизации транспортной инфраструктуры, которая не просто преобразит столицу, но и поможет превратить ее в крупнейший международный финансовый центр. Последнее – задача, поставленная президентом, и конечная цель, ради которой все и затеяно. 4 триллиона даже для богатого московского бюджета сумма неподъемная, поэтому мэр просит денег у федерального бюджета. Вопрос в том, что город получит за эти деньги. Но открытой информации по этому поводу нет даже у специалистов, признается эксперт Института экономики города Алексей Родионов.

"К сожалению, московское правительство не предоставляет сколько-нибудь исчерпывающей информации о том, что конкретно будет строиться за эти деньги, какие проекты. Известна только суммарная стоимость - 4 триллиона", - отмечает Родионов.

4 триллиона рублей - деньги немалые, начав их тратить, можно развернуться, хотя дорожные расценки в столице у многих вызывают вопросы. В Москве вообще принято ежегодно "закатывать" в асфальт миллионы рублей, при этом качество дорог так и не улучшается. Самые заметные и дорогие проекты последних лет - Третье кольцо и расширение МКАДа, дополняемые возведением многочисленных развязок. Несмотря на относительную новизну трасс, все они отремонтированы уже не по одному разу и продолжают съедать огромные суммы из бюджета. При этом участок дороги может стоить и 50 миллионов рублей, и 500 миллионов. Суммы представляют в зависимости то того, что включают в стоимость. Один эксперт подсчитал, что участок Четвертого кольца в районе Шоссе Энтузиастов обойдется примерно в 300 миллионов рублей на километр полосы. Другой эксперт порекомендовал вспомнить о сопутствующих расходах - выкуп земель, отселение людей, перенос коммуникаций и прочее, цифра может вырасти до 3 миллиардов. Получается, что стоимость дорог в столице практически бесконечна. Эта статья расходов способна вместить в себя абсолютно любые бюджеты, любые инвестиции, все зависит то смелости того, кто просит денег на все это, продолжает эксперт Института экономики города.

"Сказать, сколько нужно? Вы знаете, могло быть и 40 триллионов, могло быть и 400. Все зависит от того, насколько хватило сил обосновать эти расходы у московского правительства", - комментирует Родионов.

Скепсис ощущается в комментариях многих экспертов. Дороги - это действительно самый финансово ёмкий проект. Не только у нас, сравнивает расценки научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. За рубежом тоже были и есть очень дорогие транспортные программы, даже виден результат. Правда, Москва все равно уникальна - здесь денег требуют еще больше, а что в итоге построят - никто не знает.

"Мировой рекорд дорожного строительства с тоннелями, мостами, самое грандиозное, что было за все последние годы в мире, - это был бостонский проект Big Dig, предполагавший грандиозный тоннель через весь город, чтобы город оставить для людей, для пешеходов, озеленить, убрать трафик под землю. И еще там подразумевалось два грандиозных тоннеля под залив, под море. Там грандиозные мосты, 8-этажные развязки - вот красота. Самое лучшее, что сделано в мире. Это стоило 14 миллиардов долларов. И это вызвало достаточно большое осуждение американских экспертов, в смысле бешено дорого. Но вот 4 триллиона – это 10 Big Dig. Ну, мы поставим очень серьезный мировой рекорд в этой области", - подсчитывает Блинкин.

Сомнений в том, что при наличии 4 триллионов московские власти найдут им применение, ни у кого не возникает. Зато относительно улучшения дорожной ситуации вопросы не исчезают. Михаил Блинкин говорит об изначально неверном подходе к обустройству города - надо не просто считать километры дорог, надо смотреть на плотность заселения и застройки. А на это смотреть невыгодно - чем больше застроишь, тем больше продашь.

"Если на пятачке земли, где ресурса хватит на 8 этажей, мы строим 28, там пробка будет всю оставшуюся жизнь. Без пересмотра подходов к застройке Москвы, без отказа от того, что с каждого гектара московской территории надо выжать максимум этажей и максимум доходов, мы не сдвинемся с места. Какие бы деньги не нашел федеральный бюджет на поддержку московских транспортных проектов", - отмечает Блинкин.

Тем не менее, в мэрии подсчитали, что городу не хватает примерно 350-400 километров дорог. Куда эти недостающие километры впихнут - трудно представить. Есть, правда, альтернативная программа-минимум - она стоит всего 650 миллиардов рублей, но о ней говорят, как о том, что надо было сделать еще вчера - пара магистралей, обустройство аэропортов, несколько развязок - появись все это, столица вряд ли вздохнет свободнее. Как бы активно ни строили в Москве новые дороги, пока любая трасса ведет только в одном направлении - в пробку, ненадолго рассасывается, пожирая очередную порцию столичного бюджета, но затем становится еще плотнее, требуя новых миллиардов.

Читайте также по теме:

Лужков избавит Москву от пробок за 4 триллиона рублей