Жители Штутгарта ополчились на генплан развития города

Жители германского Штутгарта вышли на грандиозную демонстрацию. Выступают они против планов властей превратить центр их города в крупнейшую стройплощадку Европы. Речь идёт о проекте "Штутгарт-21", который предполагает слишком радикальную реконструкцию городского вокзала.

Жители германского Штутгарта вышли на грандиозную демонстрацию. Выступают они против планов властей превратить центр их города в крупнейшую стройплощадку Европы. Речь идёт о проекте "Штутгарт-21", который предполагает слишком радикальную реконструкцию городского вокзала. Недовольные уверены, строительство станет "могилой" бюджетных миллиардов.

Жителям Штутгарта это так не нравится, что они вышли на улицы. Не 100-200 энтузиастов, а 30 тысяч. Реконструкция главного вокзала города, предполагающая частичный снос этого памятника, – один из самых крупных инфраструктурных проектов в Европе. "Штутгарт-21": его смета уже сейчас составляет 5 миллиардов евро, и обещает вырасти до 7. Больше 60% горожан считают, что из них не только хотят вытянуть деньги, но и отнять достопримечательность. Поэтому, когда начался демонтаж северного крыла вокзала, рабочих и строительную технику пришлось охранять с полицией.

Хотя для Штутгарта, который каждый второй евро дохода получает от экспорта, идея, наверное, правильная. Построенный в 20-х годах прошлого века главный вокзал с его 16-ю платформами принимает до 300 тысяч пассажиров в день. Поезда идут к нему через городские кварталы извилистыми и медленными путями, которые теперь хотят убрать под землю, чтобы увеличить скорость в первую очередь транзитного потока и грузоперевозок, а на освободившемся месте построить автомобильные дороги и дома. А ещё городу нужна новая эстетика, уговаривают людей власти. Но улица считает, что старинный фасад и 220 древних платанов в парке Шлоссгартен всё-таки нужнее гигантской стройки, которая закончится аж в 2016 году.

"Прежде, чем начинать какие-то работы, надо поговорить с людьми, – уверен эксперт по транспортной политике Вернер Вельфле. – Я думаю, так гласит обычай: если действовать просто так – понимания населения и протестующих не сыщешь".

У заказчиков реконструкции – это власти земли Банден-Вюртемберг и компания Deutsche Bahn – не возникало никакого желания обсуждать свои планы, несмотря на то, что их противники стали десятками приковывать себя к экскаваторам. Правящих христианских демократов не напугало даже падение их рейтинга перед региональными выборами 2011 года. И только когда протест стал по-настоящему массовым и даже озлобленным, они вяло согласились пообщаться. Судя по репликам сторон, эти переговоры пока только о переговорах.

"Мы договорились с премьер министром земли, что это должен быть открытый диалог, в котором обе стороны выдвигают свои аргументы. А если вторая сторона этого не делает, то это нельзя считать переговорами", – заявил Винфред Кретчман, председатель фракции "Зелёных" в парламенте земли Баден-Вюртемберг.

"Коллега Кретчман и я считаем, что это бессмысленно, когда каждый, кто готов к диалогу, высказывает свои личные предварительные условия. Тогда диалога не получится", – поясняет премьер-министр Баден-Вюртемберга Штефан Маппус.

Но когда дело дойдёт до сути, договариваться, может быть, будет уже и не о чем. Под шумок демонстраций рабочие продолжат разбирать вокзал.

В этой истории, наверное, нет того, кто был бы на сто процентов неправ. Штутгарту, конечно, нужно развиваться, но вопрос – какой ценой: всё-таки в крупных промышленных центрах Германии сохранилось не так много довоенных памятников архитектуры.