Ка-32: боец и пожарный

Ка-32 – потомок палубных вертолетов семейства Камова. На "гражданке" Ка-32 выполняет самые сложные задачи. Оценили это и в Испании. После нынешнего жаркого лета здесь планируют приобрести у холдинга "Вертолеты России" еще несколько 32-х.

Ка-32 – потомок палубных вертолетов семейства Камова. На "гражданке" Ка-32 выполняет самые сложные задачи. Оценили это и в Испании. После нынешнего жаркого лета здесь планируют приобрести у холдинга "Вертолеты России" еще несколько 32-х. "Вертолеты России" – дочерняя компания "Оборонпрома", входящего в ГК "Ростехнологии".

Протяжная сирена предупреждает: пять тонн воды сейчас обрушатся на землю. Русский работяга с армейской родословной помогает тушить лесные пожары в жаркой Испании.

Ка-32 – потомок палубных вертолетов семейства Камова. Проверенный боец, после успешного использования на военных судах в прославленном КБ решили сделать мирную версию вертолета. На "гражданке" Ка-32 выполняет самые сложные задачи.

"Есть уникальные технические характеристики наших вертолетов, которые позволяют их эксплуатировать в сложных условиях, в условиях агрессивной среды морской, в высотных условиях, при монтаже конструкций", – рассказывает первый заместитель управляющего директора КумАПП Вячеслав Ковалев.

Жара, высокогорье, соленый морской воздух – в Испании Ка-32 в своей стихии. Уже несколько лет эскадрилья из десяти "Камовых" доказывает: невыполнимых задач для русских винтокрылых машин не существует.

"Например, когда мы боремся с огнем, если вдруг поднимается ветер, и все вертолеты вынуждены вернуться на базу по погодным условиям, "Камовы" все еще могут летать и успешно бороться с пожарами", – отмечает коммерческий директор компании-эксплуатанта вертолетов "Ка" Антонио Мартинес Гарсиа.

Все маршруты полетов в реальном времени отображаются на мониторах диспетчеров. При появлении пожара на карте, в эту точку сразу же бросается вертолет на подмогу. В жаркий сезон российские вертолеты не простаивают без дела ни дня.

"Вот мы видим: над траекторией полета написана цифра "ноль", каждый такой нолик означает сброс воды", – поясняет Антонио Мартинес Гарсиа.

Вертолет забирает воду из моря или озера специальным подвесным баком, его называют "бэмби-бакет" – пять тонн за 10 секунд. Пока машина спешит к пожару, в наполненный бак по шлангу поступает пена, которая и затушит огонь.

"Представляем, что внутри есть вода. Все это обжато, полно водой. Вода не может выходить в этот момент, потому что вода на "юбки" нажимает и стоит внутри. Когда летчик нажимает на кнопку, соленоид отключает эту систему, и уже под весом воды это все открывается", – сообщает руководитель службы технического обслуживания Ка-32 Эмиль Христов.

На земле бригада пожарных расчищает лес, чтобы отрезать огонь. Они работают в связке – пожарные на земле и воздухе. Все действия вертолета – только по команде. Подробнее об этом – Франсиско Сенра – инженер лесоохраны регионального центра пожаротушения Андалусии: "Старший пожарный в наземной группе руководит вертолетом по рации, сообщает, где находится группа, где нужен сброс воды".

Первый пилот, командир корабля управляет вертолетом, второй летчик – тушит пожар. В испанском экипаже борется с огнем хрупкая пилотесса Алисия Мартинес. "Я помогаю пилоту. Когда мы подлетаем к пожару, я нажатием кнопки сбрасываю в воду специальную пену, слежу за обстановкой вокруг и общаюсь с наземной бригадой", – говорит она.

Алисия признается: русским вертолетом, да к тому же с военными корнями, оказалось управлять совсем несложно. Камовские машины – самые легкие при пилотаже. Благодаря соосной схеме, летчик может даже отпустить рычаг управления, а вертолет будет продолжать полет заданным курсом или зависнет неподвижно.

"Если ты хорошо рулишь "Жигули", если тебя посадят на "Мерседес", ты тоже будешь хорошо рулить, – рассуждает Эмиль Христов. – А если тебе и "Жигули" не удается нормально рулить, то даже если тебя посадят на "Мерседес", то ничего не получится. Тут, как говорят летчики, "он ощущает на сиденье машину". Если ты только будешь смотреть только на приборы, то это несерьезное дело".

Эмиль Христов – полжизни с вертолетами Камова. Сначала – в родной Болгарии, теперь руководит техническим обслуживанием 32-х в Испании. Вертолеты-иномарки для него – как "Жигули", а вот с "Мерседесом" сравнивает именно русский вертолет – и по конструкции, и по характеристикам.

"Разница в том, что мы забираем пять тысяч литров воды, а они носят тысячу литров воды, то есть в 4-5 раз можем сбросить воды больше", – констатирует Эмиль Христов.

В жаркую погоду до земли долетает лишь половина из сброшенной воды, остальное испаряется в воздухе. Поэтому тушением пожаров занимаются в первую очередь "Камовы", которые поднимают больше. Пока в парке "испанцев" из 300 винтокрылых машин – "Мерседесов", то есть "Камовых" – всего 10. Но в планах приобрести у холдинга "Вертолеты России", входящего в корпорацию "Оборонпром", еще несколько 32-х. Правда после нынешнего жаркого лета за Ка-32 выстроилась длинная очередь заказчиков со всего света.