Под ногами "Рабочего и колхозницы" открылся музей Мухиной

В Москве открылся музейно-выставочный центр "Рабочий и колхозница". Он разместился в восстановленном и сильно увеличенном в размере павильоне-постаменте одноименной скульптуры у ВВЦ. "Эта пара верна друг другу уже 70 лет", – пошутил на открытии Юрий Лужков.

Музейно-выставочный центр "Рабочий и колхозница" открылся в Москве в День города. Он разместился в восстановленном и сильно увеличенном в размере павильоне-постаменте одноименной скульптуры у ВВЦ.

На церемонии открытия мэр Москвы Юрий Лужков отметил, что скульптура "Рабочий и Колхозница" оказала исключительное влияние на отношение в 30-е годы прошлого столетия к Советскому Союзу. "Я ее, правда, называю немножко по-другому – "Колхозница и рабочий". Потому что женщина всегда должна быть первой", – сказал мэр.

По мнению Лужкова, установленная в 1938 году на низкий постамент скульптура до того, как ее подняли, "не звучала". "Увидев свое творение, Вера Мухина тогда сказала с огорчением: "Что же вы установили моих "Рабочего и колхозницу" на пенек", – процитировал столичный градоначальник слова скульптора. Лужков считает, что это был справедливый упрек Мухиной, и сегодня историческая справедливость восстановлена. "Мы вернули монумент на его место с подчеркнутым величием. Мало того, мы открыли (в постаменте ) музей архитектуры, музей Веры Мухиной и Бориса Иофана", – подчеркнул мэр.

Скульптура "Рабочий и Колхозница" настолько привлекательна для москвичей, что сюда, также как на Поклонную гору, могут приезжать в день свадьбы молодожены, считает столичный градоначальник. "Эта пара верна друг другу уже 70 лет", – пошутил Лужков.

В восстановленном павильоне-постаменте разместится новый филиал ГБУК "Музейно-выставочное объединение "Столица" – Музейно-выставочный центр "Рабочий и колхозница". На площадях открываемого центра создается новый музей "История создания скульптурной композиции В.Мухиной и Б.Иофана", а также три выставочных зала для демонстрации музейных, художественных и исторических выставок общегородского масштаба, передает "Интерфакс".

В цокольном этаже, на площади около 600 квадратных метров разместится музейная экспозиция, посвященная творчеству Бориса Иофана и Веры Мухиной, история создания и реставрации скульптурной композиции "Рабочий и колхозница". На трех верхних этажах запроектированы выставочные залы по 500 квадратных метров и межэтажные выставочные залы по 150 квадратных метров, связанные наклонными пандусами-галереями. Общая выставочно-экспозиционная площадь центра составит 3200 метров.

Программа открытия павильона-постамента включает три художественные выставки, тематически соответствующие духу времени и образу воссозданной скульптурной композиции "Рабочий и колхозница". Выставка "Время, вперед!" объединит скульптуру, кинематограф, живопись и литературу тех лет. Пространство другой экспозиции "Страна героев, страна мечтателей, страна ученых" объединит образцы архитектуры, дизайна жилых и промышленных зданий 20-40-х годов прошлого века. Здесь, в частности, представлена архитектура производственных и промышленных зданий, спроектированных Константином Мельниковым, Иваном Леонидовым, Моисеем Гинзбургом, Яковом Черниховым. Выставка "Образы Москвы" – это галерея произведений о столице мастеров кино, искусства, литературы.

Открытие после реставрации скульптуры работы Мухиной "Рабочий и колхозница" состоялось 4 декабря 2009 года. Решение о демонтаже скульптуры и ее реставрации было принято в 2003 году. После проведенных работ она была установлена на новом постаменте, который находится ближе к Проспекту Мира. Воссоздание павильона-постамента проводилось в объемах и пропорциях, повторяющих аналогичное сооружение, созданное в 1937 году для Всемирной выставки в Париже. Высота постамента – 34,5 метра, длина – 65,5 метров. Центральная часть главного фасада постамента декорирована Гербом Советского Союза, который сохранился с 1937 года. Скульптура Мухиной была создана для советского павильона Всемирной выставки в Париже в 1937 году. В следующем году она была привезена в Москву и установлена на Проспекте Мира на площади у северного входа ВДНХ на более низком, чем в Париже, 11-метровом постаменте.