"Великая Румыния" не прочь поживиться за счет соседей

Внимание – на восток. Идея "Романия Маре" – Великой Румынии – витает над Молдавией, где сегодня проходит референдум об изменении конституции, и над Украиной. Речь, прежде всего, о Бессарабии. Что значит "румынская экспансия"?

Внимание – на восток. Идея "Романия Маре" – Великой Румынии – витает над Молдавией, где сегодня проходит референдум об изменении конституции, и над Украиной. Речь, прежде всего, о Бессарабии. Что значит "румынская экспансия"?

Под скорый перебор румынских мелодий с аккордеоном в руках в клубе села Утконосовка ностальгируют о Бессарабии. В гастролях пока объявлен бессрочный перерыв из-за непорядка в концертных костюмах.

"Нам запретили неофициально выезд на территорию области в данных костюмах. Когда снимете трехцветный пояс, тогда выедете за территорию села", – говорит председатель областной румынской ассоциации "Бессарабия" Анатолий Попеску.

Цвета – это румынский флаг. Действия районных властей, может, и выглядят неуклюже, но таких общественных организаций на финансировании Бухареста в одной только Одесской области уже с десяток. На стенах – непривычные карты.

Соседнее село Озерное. Места глухие (можно ездить даже вот с такими номерами), но на карте Великой Румынии оно жирно помечено красным. Отсюда родом (тогда тут было еще Молдавское княжество) – один из идеологов "Романия Маре" – маршал Авереску. В 1917 году жестоко подавлял молдавские восстания. В двадцатые – нашел общий язык с Муссолини.

Установленная в 90-е президентом Румынии Антонеску памятная доска во славу маршала на здании школы об этих его подвигах скромно умалчивает. В наши дни заезжавшие румынские дипломаты уже нацеливались на полноценный памятник.

"Начали тут рассказывать, что здесь румыны, а не молдаване, что никто не виноват, что Сталин назвал румын молдаванами. Они искали румын на территории района", – рассказывает заместитель председателя Измаильской районной администрации Сергей Николаев.

Майкан. Небольшой остров, принадлежащий Украине, который в последние годы является предметом споров между Украиной и Румынией.

Майкан с обеих сторон огибает Дунай. Румыния доказывает: русло, которое ближе к Украине, обмелело, фарватера там нет (хотя вот мы идем по нему на морском катере и на эхолоте – положенные пять метров), а, значит, границу надо сдвигать.

Сам Майкан при этом Румыния хочет забрать. Так уже было со Змеиным. Вон он на горизонте. Гаагский суд хоть и оставил его за Украиной, но переполненный нефтью и газом шельф, по большей части отошел Бухаресту.

"После решения Гаагского суда по Змеиному в Румынии был праздник, настоящий праздник. Дипломаты получили ордена за победу Румынии, хотя это и не совсем победа. И сразу было заявлено через неделю, что следующим шагом будет борьба Румынии на Дунае против украинского судового хода и борьба за проведение линии границы в интересах Румынии", – рассказывает заместитель начальника Одесского регионального управления "Дельта лоцман" Василий Прокопенко.

Дунай – еще и главная речная магистраль Европы. За проход, как на хорошем автобане, нужно платить хорошие деньги. Румыния душит судовладельцев тарифами, втихаря роет новые каналы и упирает на экологию: тут гнездятся пеликаны, и дамба, которую строит Украина, чтобы обезопасить свой выход из Дуная им, якобы, мешает. По обоим его берегам – потомки бежавших сюда староверов. Даже с той стороны русские названия:

"Я считаю, что отдавать румынским властям нашу землю – это просто нереально. Ни на метр", – говорит житель города Вилково Александр.

За сомом или жерехом теперь выходят с опаской. Зазеваешься – угодишь в сети румынских пограничников (их тут не было сорок лет). Теперь есть даже катер с пушкой.

В вопросах религии скорее холодная война. Еще в 90-е там были не прочь расширить свое присутствие на Украине.

"Я был у румынского патриарха много раз. Он говорил мне: если Украина отдаст под мой омофор все приходы в Буковине, то тогда будем думать о признании киевского патриархата", – рассказывает Леонтий Сандуляк, в 1992-1995 гг. – посол Украины в Румынии.

Проблему с раздачей румынских паспортов в бывших Буковине и Бессарабии, а ныне Черновицкой и Одесской областях, дипломатическими заявлениями не решить. Сколько стоят в очередях перед открытыми то тут, то там румынскими консульствами за таким красным паспортом, что дает зеленый свет дороге в Евросоюз, и сколько человек его уже получили, на Украине точно не знает никто. Румынский МИД раньше выкладывал фамилии на сайт, но потом данные засекретили. Кто говорит десять, кто – пятьдесят тысяч. Законом двойное гражданство на Украине запрещено, но не более. За нарушение – почти никаких санкций.

"Румыния преследует две цели. С одной стороны, раз граждане, – значит, и территория румынская, а с другой стороны, – Европарламент. Чем больше граждан, тем больше мест в Европарламенте. Они расширяют там свое представительство", – объясняет председатель Всеукраинской национально-культурной молдавской ассоциации Анатолий Фетеску.

Как к этому относятся в старой Европе, нетрудно догадаться: флаг Евросоюза рядом с румынским – на каждом ее дипломатическом представительстве висит уже три года. За это время дополнительная звезда на синем фоне создала немало хлопот своим соседкам: то угроза дефолта, то бесконтрольная цыганская иммиграция, то разговоры о "Романия Маре", от которых в дрожь бросает и Венгрию, и Болгарию. В кулуарах европейской дипломатии даже родилась невеселая шутка: "Из ближайших соседей проблем у Румынии нет только с Черным морем".