Дорожный фонд для езды без колдобин: мнения экспертов

Идеальные участки пока можно встретить только в Москве и ближайшем Подмосковье.
Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что благодаря созданию в России федерального Дорожного фонда основные дороги страны достигнут "европейского качества за десять лет". Вести.Ru поинтересовались мнением экспертов о Дорожном фонде и о строительстве дорог.

Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что благодаря созданию в России федерального Дорожного фонда основные дороги страны достигнут "европейского качества за десять лет". Вести.Ru поинтересовались мнением экспертов о Дорожном фонде и о строительстве дорог.

В 2011 году в России увеличат акцизы на бензин и появится Дорожный фонд. "В течение примерно пяти-семи лет мы доведем содержание федеральных объектов (дорог) до 70% от норматива", - пояснил Кудрин. "Это все не за горами, в ближайшие десять лет мы эту задачу решим в нашей стране", - добавил министр.

По его словам, "это означает, что все дороги будут ровными, и по ним можно будет ездить, без колдобин и без того, чтобы застревать". В дальнейшем федеральный Дорожный фонд возьмет на себя полное содержание российских федеральных дорог. По словам Кудрина, это означает, что дороги в России станут "такими же, как в странах Европы".

"Для осуществления идеи Кудрина, хотя это не только его идея, нужно решить, по крайней мере, три основные задачи. Если мы в России эти задачи решим, значит, за пять-семь-десять лет построим дороги и доведем их до нормального состояния", - заявил Вестям.Ru председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

"Начнем с первой задачи. Необходимо снизить уровень коррупции в дорожном строительстве, а на взятки и откаты уходит до 50% от суммы, выделяемой на строительство дорог. Будучи депутатом Госдумы (1993-2007 годы), я не раз предлагал вводить в состав различных комиссий по строительству представителей общественности. И встречал отказ. Было много и других предложений, но и они не прошли", - отметил Похмелкин.

По его словам, необходима максимальная открытость планов, финансовой отчетности, программ по строительству. Нужно искоренять коррупцию, нужен общественный контроль, поскольку все общество заинтересовано в том, чтобы в стране были нормальные дороги.

"Вторая задача - перенаправить денежные потоки, выделяемые на строительство дорог. У нас лишь 6% дорог - это дороги федерального значения. Остальные находятся на балансе регионов, муниципалитетов. А там, зачастую, денег нет. Как они могут строить? Основные деньги находятся в центре, на федеральном уровне. Значит, нужно выработать порядок передачи денег на местный уровень и порядок контроля за их расходованием", - пояснил Похмелкин.

Третья задача - создать Дорожный фонд. "Нужно сделать его "прозрачным". С российских автомобилистов собирают много налогов. Но даже в прошлые времена, когда Дорожный фонд существовал, в него поступало не более 10% от налоговых средств. Остальные средства "размазывали" по бюджету. Нужна публичная отчетность по средствам фонда, как и общественный надзор за расходованием этих средств", - считает Похмелкин.

"В так называемых цивилизованных странах существуют официальные сайты, где можно найти цифры и факты по дорожному строительству и расходам. Нам нужно сделать то же самое, чтобы налогоплательщики видели, куда уходят деньги", - заявил Вестям.Ru председатель российского движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.

По его словам, в свое время строительство дорог вывело некоторые страны на принципиально новый уровень развития. Так было в Америке в 1930-1950 годах, сейчас по этому пути идет Китай.

"Минфин и Минэкономразвития в 2-2,5 раза урезают расходы на строительство дорог. Взамен пришла идея воссоздания Дорожного фонда. Нужно только наполнить этот фонд, а затем правильно распределить средства. В течение трех лет повысят акцизы на бензин на три рубля - в год по 1 рублю. Большая сумма получится. Плюс транспортный налог. В этом случае на повестку дня выходит вопрос об использовании поступивших в Дорожный фонд средств", - отметил Лысаков.

По состоянию на 1 января 2010 года в России имеется 899,8 тыс. км автомобильных дорог. Без учета ведомственных и частных автомобильных дорог протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 600,6 тыс. км, в числе которых 47,1 тыс. км - федеральные дороги и 553,5 тыс. км - дороги субъектов. Протяженность ведомственных и частных дорог составляет 299,2 тыс. км.

По предварительным итогам проведенной Минтрансом инвентаризации муниципальных дорог их протяженность оценивают в 544,3 тыс. км. Таким образом, общая протяженность федеральных, территориальных и муниципальных дорог составляет в 1145 тыс. км.