"Энергомаш": американские ракеты "Атлас" летают в космос на российских двигателях

Турбина, которую показали премьеру Путину, по мощности равна ДнепроГЭС или трем атомным ледоколам
Российское НПО "Энергомаш" до конца года отправит в США семь ракетных двигателей РД-180 для американских ракет-носителей "Атлас". Почему американцы покупают российские двигатели, какую роль играют эти двигатели в космической программе США, выясняли Вести.Ru.

Российское НПО "Энергомаш" до конца года отправит в США семь ракетных двигателей РД-180 для американских ракет-носителей "Атлас". Почему американцы покупают российские двигатели, какую роль играют эти двигатели в космической программе США, выясняли Вести.Ru.

"В сентябре в США отправят четыре ракетных двигателя РД-180. Еще три двигателя планируют отгрузить в конце 2010 года", - заявили Вестям.Ru в НПО "Энергомаш".

Проект двухкамерного двигателя РД-180 стал в январе 1996 года победителем конкурса по разработке и поставке двигателей для усовершенствованной ракеты-носителя "Атлас 3" компании "Локхид Мартин" (США).

Разработку РД-180 вели в сотрудничестве с компанией "Пратт-Уитни" (США), с которой "Энергомаш" в 1992 году заключил соглашение о совместном маркетинге и лицензировании российских двигателей в США, а в 1997 году создал совместное предприятие "РД Амросс" по маркетингу и продаже РД-180.

В ноябре 1996 года начали огневые испытания РД-180. Первый полет американской ракеты "Атлас 3А" с российским двигателем состоялся 24 мая 2000 года. Первый запуск РН "Атлас 5" с РД-180 состоялся 21 августа 2002 года.

В США уже поставлено 46 серийных двигателей РД-180, выполнено 28 полетов ракет "Атлас 3" и "Атлас 5". В 2010 году отмечали десятилетний юбилей со дня первого запуска ракеты-носителя "Атлас" с двигателем РД-180.

Производство РД-180 по российской лицензии в США американскими партнерами признано нецелесообразным, отметил генеральный директор "Энергомаша" Дмитрий Пахомов. "Наши американские партнеры, взвесив "за" и "против" и сравнив с ценами на ракетные двигатели, поставляемые из России для американских ракет-носителей "Атлас", пришли к выводу, что импортировать РД-180 из России выгоднее, чем производить их по лицензии на территории США, что было ранее определено совместным межправительственным соглашением между Россией и США", - отметил Пахомов.

"Наши партнеры в США пришли к выводу, что, несмотря на финансовый кризис, у них есть возможность и необходимость в импортировании из России до восьми ракетных двигателей РД-180 в год", - пояснил глава "Энергомаша".

"Энергомаш" является лидером в разработке и производстве жидкостных ракетных двигателей, а разработанный НПО ракетный двигатель РД-180 не имеет аналогов по техническим характеристикам в своем классе.

Для такой космической державы как Америка поставка РД-180 - вопрос стратегический. "По сути, космическая программа РН семейства "Атлас" США базируется на российских двигателях. Специалистам в мире понятно, что Россия производит уникальный продукт - РД-180. И что-то лучше в этом классе пока трудно назвать. В области высоких технологий России есть что показать. И это не только РД-180", - отметил пресс-секретарь "Энергомаша" Юрий Коротков.

Наряду с РД-180, "Энергомаш" разработал двигатель РД-191 для первой ступени новой российской ракеты-носителя "Ангара".

По мнению экспертов, "Ангара" - лучший в мире экологически чистый космический ракетный комплекс с семейством ракет-носителей легкого, среднего и тяжелого классов. Максимальная стартовая масса ракеты - 773 т. Полезная нагрузка выводимого на орбиту груза достигает 24,5 т при высоте орбиты 200 км. Ни одна другая страна не приблизилась к подобным показателям.

К "Ангаре" и российским двигателям проявляют интерес Бразилия, Южная Корея и другие страны.

"Одним из самых перспективных проектов на сегодня является создание трехкомпонентного двигателя - двигателя будущего. Решение простое, как и все гениальное: к паре кислород-керосин, активно использующейся сейчас на большинстве жидкостных ракетных двигателей, добавляют водород. Такой двигатель одновременно можно использовать как на первой, так и на второй ступенях ракеты", - отметили в "Энергомаше".

Предприятие уже производит двигатели для летно-конструкторских испытаний РН семейства "Ангара", которые начнутся с полета РН "Ангара 1.2" легкого класса.

"Принято решение о строительстве космодрома "Восточный". Когда его построят, "Энергомаш" и другие российские предприятия внесут свой вклад в дальнейшее развитие российской космонавтики. Нам есть чем гордиться. РД-180 - не единственный пример наших достижений", - заключил Коротков.