Вячеслав Огрызко оставляет от писателей лишь огрызки. "Книги" с Сергеем Шаргуновым

Вячеслав Огрызко. Против течения. Литературная Россия. 2010.

Вячеслав Огрызко – критик и главред самого живого на сегодня, хотя и малотиражного, литературного издания "Литературная Россия". Живость газеты в ее остроте. Но и в широте тоже, ведь здесь охотно печатают авторов любых воззрений и направлений. В своей очередной книге Огрызко не изменяет себе – каждой главкой он словно бы пытается вызвать скандал. Огрызко до этого выпускал справочники с перечислением писателей. На сей раз это сборник критических статей за многие годы, начиная еще с застойно-советских, но в конце книги в именном указателе даны краткие характеристики упомянутых писателей. Вот одна из них, про некоего липецкого пиита:

Всю жизнь писал невыносимо скучные стихи о березовом соке, но в начале 1990-х у него появилась очень здоровая идея составить три тома Липецкой энциклопедии, в которую зачем-то (видимо, чтобы угодить литначальству) понавключал справки о столичных, никогда не имевших к Липецку никакого отношения литгенералах.

Смешно? Смешно. А каково бедному липчанину? По этому списку в конце книги моментально становится ясен творческий метод Огрызко. Одних, авторов он именует "графоманами", произведения других объявляет "блестящими", и почти обо всех хлестко сообщает какие-то неожиданные подробности.
По сути, Огрызко оставляет от писателей лишь огрызки.

Желтизна, атакующая бодрость, странные вспышки сознания – всем этим (и не только) Огрызко похож на своего молодого коллегу, питерского литератора и блоггера, редактора сайта "Шум" Павла Смоляка.

И все-таки, что важно, интересы Огрызко широки, и это отражено в сборнике. Престарелые писатели-деревенщики и совершенно молодые авторы, русская воинская песня и культура малочисленных народов Севера - обо всем автор пишет со знанием дела. В его оценках есть очевидный здравый смысл, пускай и граничащий с цинизмом:

Давайте вспомним, как сложились судьбы тех критиков, кто сначала очень рано и громко заявил о себе в провинции, а потом быстро перебрался в столицу. Одни, очутившись в Москве, вскоре то ли растерялись, то ли потерялись. Другие научились в столице политизировать любой литературный вопрос. Третьи откровенно занялись своей карьерой. Устояли, сохранили верность своим идеалам лишь единицы.

Этот сборник называется "Против течения". Действительно, автор плывет против всех. Против нескольких течений. Перпендикулярно им. А как здесь не размахивать руками… Автор ни к кому не подлаживается, не жалует ни либеральные, ни почвенные литературные кланы, одна из статей так и называется "Кругом – один обман". Поэтому в наши времена повышенной системности всей общественной жизни и сам автор, и его книги, и его газета выглядят настоящим вызовом.

И еще. Огрызко искренне болеет за литературу. Своим размашистым стилем он привлекает внимание к литпроцессу. Он ищет и находит несправедливость, обличает двойные стандарты, фальшь, личные интересы. Из каждой главы просвечивает простое, но невероятно сложное требование к писателям: пишите хорошо, и пускай писательство будет для вас главным делом.

"Книги" с Сергеем Шаргуновым на радио "Вести ФМ".

Сегодня