Тема:

Стройка на Боровицкой 13 лет назад

Московский пирог: распил столицы

Тема, которую программа "Вести недели" поднимала уже десятки раз – это разрушение исторического центра Москвы и уничтожение неповторимой среды. Как столица превратилась в рай для инвесторов, но при этом оказалась непригодной для жизни? И как распиливают город, будто лакомый пирог?

Тема, которую программа "Вести недели" поднимала уже десятки раз – это разрушение исторического центра Москвы и уничтожение неповторимой среды. Как столица превратилась в рай для инвесторов, но при этом оказалась непригодной для жизни? И как распиливают город, будто лакомый пирог?

Этот город дорог многим. Дорог москвичам своим духом, своей историей и архитектурой. Москва – вообще один из самых дорогих городов мира. Но самое ценное, что существует для городских властей – это московская земля.

Лакомый кусок площадью 110 гектаров в самом центре Москвы на берегу Москвы-реки. Зеленый остров известен всем, как Центральный парк культуры и отдыха имени Горького. Московские власти долго подбирались к нему, и вот, наконец, свершилось. Бюджет – миллиард долларов. Строительство начнется в 2012 году, а когда закончится, на месте парка появится арт-деревня, парк ресторанов и "русский Диснейленд", который, как и многое в нашем городе, станет самым дорогим "Диснейлендом" в мире. Он лишь ждал своего часа, пока руки московских начальников дойдут и до него. На гигантской стройке или в большом инвестпроекте под названием "Москва" сам город стал плацдармом для реализации планов строительного комплекса мэрии – крупнейшего подразделения столичного правительства. Самые большие деньги в городе вращаются именно здесь.

"Вот здесь и располагалась мастерская и школа Матвея Казакова", – рассказывает координатор общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов.
Это самый что ни на есть центр – Китай-город. Дом архитектора Матвея Казакова – основателя Московской архитектурной школы. Здание мэрии на Тверской 13 построил тоже он. Дом охраняется государством. Но табличку с упоминанием об этом свинтили, как только под видом реконструкции отсюда выселили жильцов. Условие для инвесторов "здание должно быть отремонтировано" последние десять лет никто и не вспоминает. Здесь был пожар, обвалилась крыша. Схема, отработанная в столице до совершенства. Довести до полной разрухи, затем вывести из списка памятников. Завершают дело бульдозеры и экскаваторы.

"Общественность московская обращалась к городскому правительству с просьбой прекратить это безобразие, действительно мемориальный объект в центре города. Эти просьбы были без ответа. К сожалению, для многих представителей московской власти представления о подлинности и о старине совсем не существует", – говорит координатор общественного движения "Архнадзор" Константин Михайлов.

За десять с небольшим лет с лица города исчезли более 1000 исторических зданий и памятников. Из последнего – Хитровка, Кадаши, Палаты Гурьевых, усадьба Алексеевых, целый исторический квартал на Садовнической набережной. Автор дома на малом Златоустьенском Матвей Казаков скончался во время наполеоновского похода, узнав, что пожар уничтожил столицу. Но и в наше мирное время люди кладут жизни в неравной битве за Москву.

Реставратор и публицист Савва Ямщиков – один из тех, чьё имя десятилетиями олицетворяло борьбу за сохранение культурного наследия, не смог пережить того, во что превращается его родной тихий двор в Армянском переулке. Телевизионные съемки двухлетней давности – строители начинают огораживать территорию под снос.

"Только одна архитектура – бумажная, желательно из зеленых денег. Вот это я заявляю официально. Прекратите, оставьте нам немножко той Москвы, в которой мы выросли", – говорил Ямщиков.

Савва Ямщиков ушел из жизни в 2009 году. В Армянском переулке продолжают работать экскаваторы и гастарбайтеры. Инвестиционный аппетит градоначальников породил особую форму работ. "Снос – реконструкция" – только в Москве эти два слова могут стоять рядом. Бетонные копии купеческих особняков отсвечивают стеклопакетами и евростенами по всему центру. И это понятно, ведь организация, которая охраняет столичную старину – Москомнаследие. Она напрямую подчиняется мэрии и ее строительному комплексу. Что перестало быть памятником и что строить на освободившемся месте, решают один и те же люди.

"Это не золотая – это бриллиантовая земля. Отдается она практически по дешевке. Вот на этой дельте между реальной стоимостью и тем, за что она продается, делаются огромные капиталы", – объясняет председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин.

На участках, зачищенных от прошлого, появляются тысячи квадратных метров элитного жилья, торговых и бизнес-площадей. То, как городские власти сражаются за каждый метр, демонстрирует этот хай-тековский комплекс на Делегатской улице. Меж двух зданий его втиснули, после такого новоселья дому справа жить осталось недолго.

Апофеозом градостроительной политики Москвы стала судьба гостиницы, носящей имя столицы. Символ целой эпохи и снаружи, и внутри. Интерьеры, видевшие цвет советской политической и творческой элиты. Утесов, Эренбург, Райкин. Оплот противовоздушной обороны Кремля в годы войны – на крыше гостиницы стояли зенитные установки. Кому было нужно сносить историческое здание, чтобы на его месте построить такое же новое – решение принимал мэр города.

"Интересы сноса гостиницы лежали вне плоскости строительства", – объясняет заместитель генерального директора музеев Московского Кремля Андрей Баталов.

Рождение очередного новодела сопровождалось делом уголовным о хищении более 87 миллионов долларов. Деньги, выделенные из бюджета города, украла "группа неустановленных лиц". Свое решение о сносе отцы города объясняли ветхостью "Москвы". Решение о сносе гостиницы "России" – неэстетичностью внешнего вида. Это было единственное место в центре, где можно было остановиться относительно недорого. Творческая интеллигенция горевала о закрытии легендарного концертного зала.

"Закрытие концертного зала "Россия" для Москвы – катастрофа", – говорит народный артист России Лев Лещенко.

Россию разобрали за 250 миллионов долларов и собирались строить новый отель. На этом месте сейчас тшина. Кто теперь будет строить комплекс, не понятно. Решение разрушить "Военторг" на Воздвиженке Юрий Лужков принял вопреки мнению общественности. Художественная ценность фасадов и интерьеров, возведенных в начале XX века, не шла ни в какое сравнение с возможностью почти в пять раз увеличить торговую площадь и построить подземные парковки. Ведь все, что ни делается в Москве, повторяют городские власти, делается на благо москвичей.

Как и исторические памятники столичной мэрии, видимо, мешают и сами жители Москвы. Ставшая показательной история выселения обитателей Бутова с бульдозерами и отрядами ОМОНА. Все эти годы выдворяют, а точнее депортируют москвичей и с бесценной земли в центре. Так, на Знаменке у самых стен Кремля под беспомощные стоны общественности и тех, кто жил здесь десятилетиями, бесцеремонно выселили дом. Вот одна из многих подобных историй.

"Утром пришли автоматчики, вышвырнули нас как котят из нашей квартиры возле Кремля, где мы смотрели на Боровицкую площадь, наблюдали из окон наших. А теперь нас поселили в районе Курской железной дороги и третьего транспортного кольца", – рассказывает житель Москвы Виктор Ткачев.

А выгнали только для того, чтобы поселить здесь галерею придворного художника Шилова. Под видом искусства (художественная ценность картин здесь не обсуждается) на Знаменке появился очередной бизнес-центр и элитные апартаменты. Своеобразная любовь к прекрасному – не единственное увлечение мэра. В последние годы он все больше тяготеет к решению проблем мироздания. Из под пера Лужкова вышли труды "вода и мир", "Русские характеры", "Транскапитализм и Россия" – темы, над которыми размышляет городской глава в то время, как москвичи часами стоят в унизительных для мировой столицы пробках. Проблему транспорта для города, где три с половиной миллиона автомобилей, власти решить не могут. "Если выстраивать иерархию городов по качеству перемещения людей, не важно, общественным транспортом или автомобилями, мы находимся в самом хвосте. Мы по средним автомобильным скоростям уступаем самым переполненным автомобилями городам мира", – говорит научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

2008 год стал самым доходным для столичного бюджета. Только от Управления земельными ресурсами город получил 30 миллиардов рублей. При этом Москве сегодня все еще не хватает 400 километров дорог. Буксующая реконструкция так называемой Большой Ленинградки показала настоящую причину дорожной проблемы. Цена одного километра дороги в Москве, по расчетам столичных властей, получается выше, чем километр тоннеля под Ла-Маншем. Поэтому, чтобы решить транспортную проблему Москвы, говорит мэр, нужно где-то найти четыре триллиона рублей. Для строительства развязки на площади Белорусского вокзала в мэрии решили использовать схему в духе 90-х годов.

"Была задумана такого сорта бартерная сделка. Инвестор для себя строит торгово-досуговый комплекс и за это он делает городу дополнительные транспортные сооружения, вот эти тоннели, да, еще подземную парковку", – объясняет научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Деньги у инвестора закончились. Площадь так и стоит разрытая. У Белорусского вокзала больше нет памятника Горькому. Продолжать переустройство вероятней всего будут на деньги города, то есть на деньги москвичей. Для этого придется еще активнее раздавать дорогую землю под офисное строительство. А то, что стекло и бетон новых зданий еще не есть вся Москва, стало окончательно ясно в августе 2010 года.

Летом 2010 года жители столицы поняли, что они и город беззащитны перед торфяными пожарами. Пресс-служба мэрии уверяла: никакой чрезвычайной ситуации нет, и мэру нет необходимости возвращаться из отпуска. Самое заметное решение, которое принял все-таки прилетевший в Москву Юрий Лужков – запустил по городу поливальные машины, увлажняющие воздух.

"Оказывается, у нас город не готов к такого рода чрезвычайным ситуациям. У нас не оборудованы кондиционерами ни больницы, ни родильные дома. А это может обернуться смертью человека. У нас смертность в два раза выросла в Москве", – говорит председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин.

Однако в том, что касается проектов, приносящих прибыль, столичные власти действуют намного успешней. В конце августа 2010 года в Москве было создано первое в стране государственно-частное партнерство. И снова речь идет о строительстве. 300 гектаров на западе Москвы будут освоены частными компаниями совместно с городом. Этот комплекс на улице Мосфильмовская возводит фирма "Интеко". Ни для кого не секрет, что принадлежит она супруге Лужкова Елене Батуриной. Компания "Интеко" вкладывает в проект полтора миллиарда долларов, бюджет Москвы, то есть московские налогоплательщики – два с половиной миллиарда. За счет горожан к домам, гостиницам, торговым комплексам Батуриной проводят дороги, электричество, водопровод, газ и канализацию. По самым скромным подсчетам доход компании "Интеко" в этом проекте составит семь с половиной миллиардов долларов. Так что столичный мэр, не смотря ни на что, в эти дни чувствует себя уверенно и причин для беспокойства лично для себя не видит.

"У меня нормальное настроение, абсолютно спокоен. Мне кажется, здесь идет генерация слухов, на почве, которая является безосновательной и несерьезной", – говорит мэр Москвы Юрий Лужков.