Александр Демидов: Гольфстрим не остывает

Александр Демидов: Гольфстрим не остывает
Предстоящая зима может стать одной из самых суровых в Европе за последние 1000-летие, предполагают польские метеорологи. По их данным, теплое течение Гольфстрим и Североатлантическое течение (продолжение Гольфстрима) угасают и перестают защищать Европу от арктических морозов.

Предстоящая зима может стать одной из самых суровых в Европе за последние 1000-летие, предполагают польские метеорологи. По их данным, теплое течение Гольфстрим и Североатлантическое течение (продолжение Гольфстрима) угасают и перестают защищать Европу от арктических морозов. За несколько лет его скорость Гольфстрима снизилась вдвое, и похолодание уже заметно в Скандинавии. Это сообщение радиостанция "Вести ФМ" обсудила со старшим научным сотрудником кафедры океанологии МГУ Александром Демидовым.

"Вести ФМ": Вы согласны с этим тревожным прогнозом?

Демидов: Прогноз, по меньшей мере, слегка преувеличен.

"Вести ФМ": Обоснуйте, почему?

Демидов: Это одна из имеющих в последнее время в научном мире теорий. Я пытался найти какое-то разумное обоснование этих всех вещей. Мне не удалось.

"Вести ФМ": Один из аргументов, то, что из-за глобального потепления климата тают ледники, которые и охлаждают течения?

Демидов: Это не совсем так. Ситуация намного шире. В климатической системе существуют построения, называемые глобальным конвейером. Все завязано на северную Атлантику. В полярных широтах северной Атлантики происходит опускание глубинных вод. Гольфстрим – есть же возвратная часть этого процесса. Во-первых, глупо рассматривать это все в таком примитивном виде, рассматривая только Гольфстрим. Нужно рассматривать, безусловно, возвратный поток глубинных вод. Колебание интенсивности переноса Гольфстрима в пять раз – есть вполне нормальное обычное явление.

"Вести ФМ": Он не остывает?

Демидов: Совершенно нет, потому что предо мной открыта карта поверхности температуры, и я вижу обычную картину.

"Вести ФМ": Еще одна теория, которая звучала в последнее время, что из-за аварии на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Гольфстрим попало довольно много нефти, которая разорвала поток этого течения, как вы оцениваете эти  сообщения?

Демидов: С позиции гидродинамики это вообще нонсенс, потому объем попавшей нефти совершенно несопоставим с потоками воды, которая переносится в системе Гольфстрима. И собственно нефть разлагается на две фракции – на легкую и тяжелую. Легкая фракция всплывает, тяжелая фракция – тонет и оседает на дно. Собственно ни та, ни другая фракция на Гольфстрим в глубине влиять сильно не может.

Беседу с Александром Демидовым слушайте в аудиофайле.