Тема:

Аварийная посадка Ту-154 в тайге 68 месяцев назад

Аварийная посадка в тайге: аккумуляторы замкнули и взорвались

Аварийная посадка в тайге: аккумуляторы замкнули и взорвались

Причиной уже всем известной аварийной посадки Ту-154 в тайге  мог стать так называемый "тепловой разгон" бортовых аккумуляторов. Об этом сообщили информагентства со ссылкой на источник в Росавиации. Тепловой разгон - это явление, при котором батареи "закипают" - как правило, от чрезмерной разрядки, а иногда и взрываются. Случается это крайне редко, но почти всегда - при истекшем сроке службы аккумуляторов. Впрочем, с такой версией согласны не все. Так что же едва не привело к авиакатастрофе 7 сентября?

На кадрах невероятного спасения, которые уже облетели весь мир, хорошо видно: самолет в результате аварийной посадки практически не пострадал, на фюзеляже - лишь незначительные повреждения. В Росавиации уже заявили: бортовые самописцы - в удовлетворительном состоянии и их частично расшифровали.

В итоге причина возникновения аварийной ситуации - так называемый "тепловой разгон" бортовых аккумуляторов. Подробнее об этом рассказывает пилот первого класса, кавалер Ордена мужества Николай Виноградов: "Тепловой разгон аккумулятора - это когда при большой токовой нагрузке на аккумулятор происходит его нагрев. Сначала идет нагрев, потом этот нагрев перерастает в перегрев, а после перегрева происходит, можно сказать, взрывное разрушение аккумулятора".

Это значит короткое замыкание. И практически взрыв. Сгорела генераторная панель - в самолете полностью исчезло энергоснабжение. "Это до конца не изученный процесс отказа работы аккумуляторных батарей, который сопровождается снижением напряжения и резким возрастанием тока внутри батареи", - поясняет руководитель "Некоммерческого партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Автухов.

В небе над Ижмой самолет теряет контроль. Из-за малого количества электролита и высокой температуры повышается так называемая скорость ионизации кислорода. Аккумулятор в итоге "закипает", и тут же падает напряжение.

В результате короткого замыкания сначала перестают работать закрылки, из строя выходят приборы скорости, авиагоризонт, пропадает радиосвязь. Работает один лишь штурвал. Но в Московском авиационном институте считают, что аккумуляторы не причем.

"Никель-кадмиевый аккумулятор давно известный аккумулятор, то есть вторичный источник тока, традиционный в промышленности и, надо сказать, очень надежный источник", - отмечает доцент МАИ Станислав Севруков.

К тому же на борту пассажирской "тушки" - сразу 4 таких надежных аккумулятора. В штатной ситуации работают два. Остальные - в резерве. Но короткое замыкания из строя выводит все четыре.

"Один аккумулятор, если его замкнуло, то он просто отключается и все, - добавляет Николай Виноградов. - Еще есть три аккумулятора. А если это происходит в цепи, то тут хоть 20 аккумуляторов поставьте - они так же из-за этого короткого замыкания не будут работоспособны".

Авиационные эксперты заявляют в один голос: ситуация из ряда вон, но такое уже случалось. В 2007-м, на борту самолета "ЮтЭйр". Именно тогда в свет вышло письмо Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, адресованное всем авиакомпаниям: "На аккумуляторных батареях, конструкция которых не исключает критический режим, то есть "тепловой разгон", сопровождаемый значительным ростом температуры, вплоть до возгорания, установить температурные датчики".

На самарском "Авиакоре" даже появились расценки: замена аккумулятора - 500 тысяч рублей, установка теплового датчика - 170 тысяч. Последовала ли компания "АЛРОСА" рекомендации или решила сэкономить - неизвестно. Случись что-то подобное на борту другого самолета - сесть в тайге бы точно не получилось.

"Именно у самолета Ту-154 были наибольшие шансы сделать посадку без жертв, - подтверждает генеральный директор ОАО "Авиакор" Алексей Гусев. - По конструкции самолета многоколесное шасси в этой ситуации здорово помогло и высокорасположенные двигатели".

Ту-154 - по-прежнему в тайге. На Самарском авиационном заводе уже вызвались отремонтировать и поднять его в небо. Нашелся даже летчик, который сможет взлететь с существующей короткой и заброшенной полосы. Но в "АЛРОСА" пока молчат.

Сегодня