Обитатели МКС пьют снотворное

Космонавты на МКС пользуются снотворным. Как отметили в ЦУПе, в ход идут растительные препараты - пустырник и валериана. Психологи ЦУПа также рассказали, что американцы пьют снотворное чаще россиян, сны на орбите мало отличаются от земных, а на храпящих коллег никто из обитателей МКС не жалуется.

Члены экипажа Международной космической станции (МКС) используют успокоительные снотворные средства и беруши, если груз ответственности или шум оборудования мешают им спать, сообщила руководитель группы психической поддержки космонавтов, работающая в Центре управления полетами (ЦУП) Ирина Алферова. "Снотворное на станции есть. В основном - те его виды, которые можно принимать каждый день без проблем для здоровья. Это растительные снотворные типа пустырника и валерианы", - сказала Алферова.

По ее словам, российские врачи считают, что космонавты должны засыпать сами и не рекомендуют им пользоваться снотворным, в то время как американские врачи, напротив, советуют астронавтам принимать перед сном успокоительное. Поэтому перед сном "американские астронавты очень любят принимать меланин, аналог гормона, выделяемого организмом", сказала психолог ЦУПа.

Во многом такие советы американских специалистов связаны с тем, что сон в невесомости для человека, находящегося на орбите впервые, непривычен и требуется постараться, чтобы уснуть, не ощущая опоры, отмечает "Интерфакс". Кроме того, заснуть космонавту мешает постоянно работающее вокруг него оборудование. Чтобы не слышать шума, российские космонавты и зарубежные астронавты пользуются берушами. Есть у плохого сна и другая причина - сильная психологическая нагрузка на космонавтов, пояснила Алферова. Члены экипажа МКС ежедневно совершают сложнейшие и ответственейшие операции, поэтому не удивительно, что от волнения иногда они не могут заснуть, сказала она.

Также собеседница агентства рассказала, что на отдых экипажу МКС выделяется восемь с половиной часов. Отбой длится с половины десятого вечера до шести утра по Гринвичу. Отдыхают космонавты каждый в своей индивидуальной каюте, в которой располагается спальный мешок "Морфей", оборудованный застежками и замками, чтобы космонавт не вылетел во время сна. "Каждая каюта закрывается, освещается и вентилируется", - сказала Алферова. "Пока что никто из космонавтов не жаловался, что спать в невесомости неудобно", - отметила она. Две таких каюты располагаются в российском сегменте. Третьему члену российского экипажа из-за недостатка места приходится гостить в американском сегменте МКС.

По словам Алферовой, сны на МКС, по впечатлениям космонавтов, мало отличаются от земных, разве что - в соответствии со словами известной песни -  чаще снится "трава у дома". Отвечая на вопрос, действительно ли человек не храпит во сне в невесомости, она сказала, что не располагает такими данными, поскольку подобных экспериментов в отечественной космонавтике не проводилось. Но, по словам Алферовой, никто из космонавтов не жаловался на храпящих коллег.