Зарубежным автопроизводителям придется наращивать темпы локализации

Совещание по изменению режима промышленной сборки для автопроизводителей, работающих в России, проведет сегодня премьер-министр Владимир Путин. Минпромторг предлагает существенно ужесточить условия.

Совещание по изменению режима промышленной сборки для автопроизводителей, работающих в России, проведет сегодня премьер-министр Владимир Путин. Минпромторг предлагает существенно ужесточить условия. В самом министерстве говорят, что спорные моменты остаётся согласовать только с Минэкономразвития, но здесь фактически препятствий не осталось. Тему продолжит экономический обозреватель радио "Вести ФМ" Леонид Гурьянов.

Гурьянов: Действующий режим промсборки был введен в 2005 году и оформлен в виде соглашений с Минэкономразвития сроком на 7-8 лет. Режим позволяет автопроизводителям ввозить комплектующие по сниженным ставкам - не более 5 процентов вместо 5-15 процентов. Инициативы Минпромторга сводятся к тому, что если компании хотят продлить для себя такую возможность ещё на 8 лет, то им необходимо нарастить степень локализации в 2 раза - до 60 процентов в течение 6 лет после начала действия нового соглашения. Кроме того, объём производства должен составлять уже не менее 300 тысяч автомобилей в год, необходимо открыть в России производство кузовной штамповки и создать центр разработок и инжиниринга, а также локализовать производство двигателей и коробок передач от 200 тысяч в год. Оговаривается и размер инвестиций - в создание производства нужно вложить не менее 750 миллионов долларов, а в модернизацию уже имеющихся мощностей - от полумиллиарда долларов. Новые договоры могут распространяться и на консорциумы производителей. О плюсах и минусах нововведений - генеральный директор портала "Автодилер.ру" Олег Дацкив.

Дацкив: В сегменте, наиболее интересном для нашей страны, наверное, до 400-500 тысяч рублей, появится большее количество моделей. Во-вторых, наверняка по ценовому позиционированию приятные моменты стоит ожидать. По самим концернам - немножко нехорошо, не позволит им, наверное, так как они планировали возвращать эти инвестиции. Россия получит новые рабочие места и какое-то будущее в автомобильной отрасли. Самым большим, наверное, достижением будет то, что появятся отечественные производители запчастей, комплектующих, а без этого и у АвтоВАЗа хорошего будущего нет по цене, ни, наверное, у тех концернов, которые здесь построили.

Гурьянов: В то же время для самих зарубежных компаний постепенное повышение требований к локализации новостью не является, а суммы инвестиций, если они также будут растянуты по времени, вполне подъёмны, отмечает ведущий эксперт управляющей компании "Финам менеджмент" Дмитрий Баранов.

Баранов: В принципе, о том, что локализация должна там когда-то достичь ну хотя бы процентов 70-80, об этом говорилось ещё очень давно. Так, в принципе, стремятся поступать все страны. Естественно, что всё это будет сказываться положительным образом на экономике, ну, я думаю, что и для автопроизводителей это не будет каким-то тяжким грузом.

Гурьянов: Потенциальным рынком сбыта для компаний, работающих по новым правилам, могут быть и страны СНГ, считает эксперт. Те же, кто не в состоянии будет выполнить новые требования, вполне возможно столкнутся с перспективой сокращения доли на российском рынке. Исключение здесь составляет лишь премиум сегмент, живущий по своим законам, отмечает Олег Дацкив.

Дацкив: Кто-то сократит объём автомобилей, увеличит цены, соответственно, скомпенсирует падение маржи своей и дилерской. Пострадает серьёзным образом средний сегмент, потому что как с точки зрения потребителя он весьма чувствителен к цене, так и с точки зрения конкуренции он наиболее серьёзно представлен. В меньшей степени это коснётся премиалов. Вверху цена не сильно влияет, соответственно, я думаю, они как-то всё компенсируют.

Гурьянов: Сейчас под новые условия Минпромторга подпадают альянс АвтоВАЗа, Renault и Nissan, а также совместное предприятие "Соллерс" и Fiat, есть шансы и у "Фольксвагена". Впрочем, даже если иностранные производители прекратят использование режима промсборки, вряд ли они пойдут на закрытие предприятий. Как считают в консалтинговой компании "Эй Ти Кёрни", сборка машин из импортных компонентов все равно будет выгоднее ввоза уже готовых автомобилей.