Скачанный фильм обойдется в 5 млн рублей

В Госдуме сегодня горячо спорили депутаты. Речь шла об эффективности работы палаты. Дошло до скандала. Коммунисты обвинили парламентское большинство в превращении Госдумы в формальный орган, который штампует законопроекты, выдвигаемые исполнительной властью.

В Госдуме сегодня горячо спорили депутаты. Речь шла об эффективности работы палаты. Дошло до скандала. Коммунисты обвинили парламентское большинство в превращении Госдумы в формальный орган, который штампует законопроекты, выдвигаемые исполнительной властью. Коммунистов не устраивает роль статистов. За полемикой наблюдал парламентский корреспондент "Вестей ФМ" Геннадий Горячев.

"Вести ФМ": Геннадий, чем закончился этот скандал?

Горячев: Вы знаете, ничем. Поговорили, поговорили, пар выпустили, и все. Я замечу, что взаимные обвинения на пленарках, особенно в предвыборное время – дело обычное. На этот раз речь шла о новом регламенте Думы, которая, по мнению фракции КПРФ, парламентское большинство изменило под себя. Спор возник во время рассмотрения примерного плана законодательной работы на октябрь. Коммунисты вновь не увидели в плане своих важных, по их мнению, социальных законопроектов. Они перенесены, оказывается, на более поздний срок.

Потому депутаты обвинили парламентское большинство в превращении Думы буквально в формальный орган, штампующий законопроекты, которые вносит правительство, намекая на то, что премьер – лидер "Единой России". Но, как всегда, наиболее активная Тамара Плетнева, в частности, заявила: "Коммунисты прекрасно знают – даже те законопроекты, которые вносят "единороссы", на самом деле подготовлены в правительстве". По мнению депутата, Дума с каждым годом работает все хуже и превращается в структуру для показа за границей, вот, мол, у нас тоже есть демократия, есть парламент. А поскольку сегодня с депутатами выступал с отчетом кабинета министров вице-премьер Игорь Шувалов, Плетнева призвала "единороссов" призадуматься, во что превратились такие встречи с представителями правительства. Если раньше они волновались, ожидая многочисленных острых вопросов от оппозиции, то теперь по новому регламенту вопросы в письменном виде посылаются в Белый дом заранее перед проведением "правительственного часа". На них министр может и не ответить в зале вовсе.

Действительно сейчас фракции в рамках "правительственного часа" имеют право задать только по два вопроса, не больше. Так было и сегодня. Но, что особенно возмущает коммунистов, фракция "Единой России" молча поддерживает все законодательные инициативы правительства, даже когда депутаты не со всем согласны, утверждала Тамара Плетнева.

И, добавлю, что как всегда в таких спорных случаях от "Единой России" ответ держала Ирина Яровая, не менее активная депутатка, которая считает, что все совсем не так. В частности, она упрекнула коммунистов в том, что оппозиция лишь на словах заявляет о поддержке отечественных товаропроизводителей, а голосует "против". Так было при рассмотрении закона о торговой деятельности, когда фракция КПРФ на самом деле лоббировала интересы крупных сетей, уверена Яровая. В общем, чем ближе выборы, тем больше накаляется обстановка в зале заседаний Думы.

"Вести ФМ": Это точно, Геннадий! А теперь непосредственно к тому, что касается работы. Депутаты же сегодня все-таки работали? Они приняли поправки к Гражданскому Кодексу, и правда ли, что теперь за скачивание фильмов из Интернета можно и нужно платить штраф?

Горячев: Да еще какой штраф – до пяти миллионов рублей. Это вообще невероятно! Это было третье чтение, были правительственные поправки в Гражданский Кодекс о защите авторских прав, которые связаны с вступлением России в ВТО. Обязательства такие принимаются в соответствии с международными нормами. В третьем чтении документ уже не обсуждается, но представитель от каждой фракции имеет право выступить с заключительным словом. Это решил сделать "единоросс" Роберт Шлегель из Комитета по информационной политике. Он обратил внимание на самые спорные поправки о скачивании из Интернета фильмов, музыки, игр – всего, что защищено авторским правом. И если раньше разрешалось это делать для личного пользования, теперь в тексте появилась дополнительная загадочная формулировка: "Только в случае необходимости". Шлегель предупредил коллег, нормы расплывчатые, мол, могут пострадать миллионы пользователей. И, тем не менее, закон набрал, как ни удивительно, 408 голосов. Против никого не было.

Полностью репортаж Геннадия Горячева слушайте в аудиофайле