Примером успешного посткризисного развития может служить город Нижний Новгород. В мегаполисе решаются многие острые социально-экономические проблемы: строится жилье, модернизируются поликлиники и больницы, открываются новые детские сады. Причем, добиться этого древнему городу удается, не теряя своего исторического лица.
Берег правый, берег левый, а Нижний Новгород словно посередине. Проплываешь мимо и кажется: вот она Русь изначальная. На высоком волжском берегу краснокаменные стены древнего кремля. На пристани копченая стерлядка. За ней, за красотами и за русским духом едут в Нижний Новгород туристы со всего мира. Но восторги скоро заканчиваются. В редком туристическом путеводителе сказано, что в старом центре, в прогнившей купеческой конюшне живет пенсионер Александр Ильичев. Из удобств в его доме только ледяная вода из колонки.
"Бывает, вода замерзает, и приходиться ходить за квартал или два, где колонка работает, на санках. Так и живем", – рассказывает Александр Ильичев, житель Нижнего Новгорода.
Благоустроенная квартира с удобствами – это мечта многих нижегородцев. Она стоит денег. И впервые они у города есть. Сегодня Нижний строит по 600-700 тысяч квадратных метров жилья в год.
"У нас будет 32-срезовый томограф и экспертные УЗИ-аппараты", – хвастается Надежда Сухачева, главный врач Нижегородской клинической больницы №5.
Высокотехнологичное отделение сосудистой хирургии открывают в обычной городской больнице – событие для рядовой медицины уникальное. Современная аппаратура, конечно, по федеральной программе. Но обучение в Германии врачи прошли за счет городского бюджета. Задача – создать в регионе скорую кардиопомощь европейского уровня.
"Ситуация с детсадами меняется и это радует, детей становится больше и у многих моих сверстников есть стимул рожать второго, третьего", – радуется Наталья Рудометова, жительница Нижнего Новгорода.
Новые детские сады в Нижнем строят, но не очень активно, стараются привести в порядок старые. Сократить очередь пока не удалось.
"Проблем много, надо крыши ремонтировать, магистрали, авторазвязки строить", – объясняет Вадим Булавинов, мэр Нижнего Новгорода.
Нижний Новгород – огромный город на берегу двух рек. Это не то чтобы русская провинция, скорее, провинциальная Россия. Когда вокруг волжские дали, а в самом городе живет половина населения одного из самых промышленных регионов страны, логично, говорит мэр города, развивать дорожную логистику. В этом году капитально отремонтируют в три раза больше автомагистралей, чем ремонтировали, например, восемь лет назад. Но заделать все ямы и разгрузить застывшие в автомобильных пробках магистрали еще только предстоит.
В Нижнем Новгороде почти полтора миллиона жителей и каждый найдет, за что мэра покритиковать. Но никто из горожан не станет спорить с тем, что в Нижнем сегодня жить становится удобно и комфортно.