Растопчин оказался виновным во всем. История с Андреем Светенко

"1812 год в картинах Василия Верещагина" - в Государственном Историческом музее открывается выставка художника, солдата, путешественника, который своим идеалом в искусстве считал "правду и простоту", а целью √ служение творчеством Отечеству
Федор Растопчин он был довольно редкой фигурой для своего времени, публичный политик, политик в прямом смысле этого слова, человек, который писал памфлеты, высказывался, и не всегда его мнение совпадало с мнением царя, хотя это был самый либеральный царь – Александр I.

Продолжаем разговор об истории московской власти. В студии обозреватель радио "Вести ФМ" Андрей Светенко.

Светенко: Федор Растопчин он был довольно редкой фигурой для своего времени, публичный политик, политик в прямом смысле этого слова, человек, который писал памфлеты, высказывался, и не всегда его мнение совпадало с мнением царя, хотя это был самый либеральный царь – Александр I.

Во-первых, Растопчин занимал антифранцузскую позицию. Известная его фраза – "Революция - пожар, французы - головешки, а Бонапарт - кочерга". В те годы, когда наш император дружил с Бонапартом, Растопчин был в опале. А вот в начале 1812 года графа вернули во власть и поскольку отношения с Францией испортились, он получил пост главнокомандующего генерал-губернатора в Москве. И сразу же развернул активную деятельность, к которой было обращено внимание всей Европы, потому что началась беспримерная по масштабам патриотическая агитация среди простого народа против бонапартизма, против французов, известны афишки Растопчина.

Вообще, он действовал совершенно вопреки и в разрез с тем, как действовали военные власти во главе с Кутузовым. Уже одно то, что его не пригласили на совет в Филях – это о многом говорит. И там было принято известное решение - оставить Москву, и войскам нашим уходить, а вот на этом фоне Растопчин развернул агитацию среди жителей Москвы, чтобы они не покидали города, чтобы они строили баррикады. Он приказал рыть линию окопов.

"Вести ФМ": Защищать Москву, не сдаваться.

Светенко: Да. Не сдаваться, а потом приказал устраивать всяческие диверсии. Не без основания считается, что Москва загорелась в результате массовых поджогов именно жителями Москвы, которые жгли назло врагу, пусть земля горит под ногами у оккупантов.

А что получилось потом, после ухода неприятельских войск из Москвы? Он занялся восстановлением города и тоже в этом много преуспел. Папа Александра Сергеевича Пушкина как раз оказался среди таких москвичей, который поджог свой дом, чтобы он не доставался врагу. Он, естественно, как и тысячи других москвичей, начали подавать прошение, чтобы ему возместили ущерб, но вот этого-то Растопчин не сделал. И тогда общественное мнение категорически поменялось, и в бедах москвичей, которые оказались на руинах и развалинах, на пепелище, начали обвинять исключительно Растопчина.

В августе 1814 года граф был отставлен с поста московского генерал-губернатор и уехал за границу. Куда? Во Францию, в Париж, где его достаточно восторженно приняли, как ни странно. В конце концов он вернулся в Россию, но уже как частное лицо. Умер он в 1826 году, похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

"Вести ФМ": Аналогия очень интересная.

Светенко: Все аналогии опасны. Как в фильмах говорится, любое напоминание здесь неуместно, это все совершенно понятно, хотя вкус и шарм истории здесь, конечно, очень просматриваются.

Еще две фигуры – братья Архаровы, губернаторы Москвы в царствование Екатерины II и Павла I. Есть в русском языке слово архаровец, оно сейчас реже упоминается, а в детстве я его часто слышал от бабушек, синоним хулигана, синоним буяна, произвола и, вообще, архаровцами звали полицейских в Москве. Почему? Потому что Николай Петрович Архаров был сначала обер-полицмейстером, а потом долгие годы губернатором Москвы и на этом посту он очень преуспел в глазах москвичей, потому что он боролся с преступностью очень лихо и совершенно нестандартными методами.