В Петербурге открыт памятник польской пианистке Марии Шимановской

В некрополе Александро-Невской лавры открыли памятник великой польской пианистке XIX века Марии Шимановской
Первый концерт Шимановской в Петербурге состоялся в 1822 году
Шимановская открыла свой музыкальный салон, постоянными гостями которого были Глинка, Пушкин, Крылов, Грибоедов и Вяземский
Стремительное восхождение польской пианистки внезапно обрывается в 1831 году с эпидемией холеры
В тот страшный для Петербурга год болезнь унесла жизни тысячи горожан
В некрополе Александро-Невской лавры открыли памятник великой польской пианистке XIX века Марии Шимановской
Первый концерт Шимановской в Петербурге состоялся в 1822 году
Шимановская открыла свой музыкальный салон, постоянными гостями которого были Глинка, Пушкин, Крылов, Грибоедов и Вяземский
Стремительное восхождение польской пианистки внезапно обрывается в 1831 году с эпидемией холеры
В тот страшный для Петербурга год болезнь унесла жизни тысячи горожан
В некрополе Александро-Невской лавры открыли памятник великой польской пианистке XIX века Марии Шимановской.

В некрополе Александро-Невской лавры открыли памятник великой польской пианистке XIX века Марии Шимановской.

"Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия". Посвящение Александра Пушкина оставленное в альбоме Марии Шимановской 1 марта 1828 года теперь венчает памятник знаменитой пианистке, установленный в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Немногим женщинам неэмансипированного XIX века удалось оставить столь значительный след в истории и культуре нескольких европейских стран. Для Польши "царица звуков", которой восхищались Гете и Мицкевич, входит в круг персон, составляющих гордость нации.

"Шимановская – женщина очень сильная. Она была не только композитором и исполнителем. Она развелась с мужем, забрала трех детей, переехала через всю Европу, попала в Петербург, стала первой пианисткой. Она была очень энергичная", – говорит генеральный консул Республики Польша Ярослав Дрозд.

Первый концерт Шимановской в Петербурге состоялся в 1822 году. Сегодня трудно оценить, чем пианистка брала публику, но фактом остается невероятный успех и последовавшие знаки внимания со стороны царствующих особ. На Итальянской, 15 Шимановская открыла свой музыкальный салон, постоянными гостями которого были Глинка, Пушкин, Крылов, Грибоедов и Вяземский.

Стремительное восхождение польской пианистки внезапно обрывается в 1831 году с эпидемией холеры. В тот страшный для Петербурга год болезнь унесла жизни тысячи горожан, включая представителей аристократического слоя. Для захоронения был выделен специальный участок за городской чертой, впоследствии получивший название Митрофаньевского кладбища. Сегодня этого некрополя нет, как нет и могил десятков тысяч петербуржцев. Волевым бульдозерным методом остатки кладбища были уничтожены в начале 60-х годов прошлого века. Кенотаф Шимановской отчасти напоминает об исчезнувшем некрополе.

"В Петербурге всегда культура была многонациональной, – отмечает историк, заведующий отделом мемориальной скульптуры Музея городской скульптуры Юрий Пирютко. – Мариус Петипа – француз по происхождению, но русский балет без него немыслим. Анджолина Бозио – знаменитая итальянская певица, которая скончалась во время гастролей в России".

Массивная гранитная глыба, обработанная под форму пианино, и надпись, напоминающая клавиши инструмента. Автором мемориального знака выступил известный петербургский архитектор Вячеслав Бухаев. Рядом с шедеврами мемориальной пластики памятник смотрится вполне достойно, о чем свидетельствуют первые реакции не совсем просвещенных гидов. "Как-то здесь проходила группа туристов, и гид им объясняла, что этот старый памятник очень деликатно был отреставрирован", – рассказывает архитектор.

Одним из инициаторов установки знака был заместитель министра культуры Польши Томаш Мерта. Он погиб в апрельской катастрофе под Смоленском, и теперь имя польского дипломата и чиновника увековечено рядом с именем великой соотечественницы.

От идеи проекта до открытия памятника в Петербурге прошло всего семь месяцев. История монумента подтвердила, что в культурном диалоге Россия и Польша способны решать любые задачи.