"Горбатый" запорожец – народный автомобиль для богатых. История с Андреем Светенко

В этот день ровно полвека назад - в 1960 году- с конвейера завода "Коммунар" в Запорожье сошел первый автомобиль марки "Запорожец". О судьбе легендарной советской малолитражке обозреватель "Вестей ФМ" Андрей Светенко.

В этот день ровно полвека назад - в 1960 году- с конвейера завода "Коммунар" в Запорожье сошел первый автомобиль марки "Запорожец". О судьбе легендарной советской малолитражке обозреватель "Вестей ФМ" Андрей Светенко.

Это потом, спустя десятилетия, "Запорожец" станет объектом насмешек - "горбатый", "консервная банка на колесах". Также как и социальный адрес его обладателя, человека, у которого на нормальный автомобиль денег не хватает. И который по-детски радуется... "Смотри-ка, тут еще запасной двигатель - в багажнике".

В том-то и дело, что в 1960 "Запорожец" был совершенно в духе времени. Модный, современный, вполне сопоставимый с зарубежными аналогами. Малолитражки с двигателями сзади были тогда самыми массовыми и популярными моделями. "Фольксваген" "Жук", "Рено" "Дофин". Показательно же, знаменитый фильм Федерико Феллини "Сладкая жизнь" вышел на экраны в том же 1960 году. Его главные герои ездят на "Фиате-600" - прототипе нашего "Запорожца". Сладкая жизнь.
Мы тогда ничуть не отставали. Упомянутые "иностранцы" были первым поколением народных автомобилей в Германии. Франции, Италии, а Америку на запорожце мы даже обогнали. США только осваивали выпуск таких малолитражек. Называлось "Шевроле" "Корвэйр".

Другое дело, что при средней зарплате в 150 рублей, "Запорожец", строивший после деноминации 1961 года две тысячи девятьсот, не стал народным. Персонажам будущих анекдотов на него надо было копить годами.

А счастливыми обладателями "горбатой" малютки мощностью в 18 лошадиных в начале 60-х были люди статусные. Это уже из нашего кинематографа следует. Популярная и сейчас комедия начала 60-х "Три плюс два". У ребят "волга", потому что среди них доктор наук, а у персонажей Фатеевой и Кустинской всего лишь "Запорожец". Ну, так они и были "всего лишь" укротительница тигров и киноактриса.

А что касается самого "Запорожца", то судьба этой марки автомобиля показательна. Еще в 1961 году был создан прототип второго поколения, но серийное производство машины, которую окрестили "ушастый" началось только спустя 11 лет - в 1972. Это уже было большое отставание. Которое с годами только увеличивалось, потому что в различных модификациях базовая модель ушастого Запорожца М-968 продолжалась вплоть до 1994 года.