Подкова для экипажа

На Байконуре идет подготовка к старту модернизированного пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-М" с новой цифровой системой управления. В составе экипажа многоопытный Александр Калери, для него этот полет пятый, и дебютант Олег Скрипочка.

На Байконуре идет подготовка к старту модернизированного пилотируемого космического корабля "Союз ТМА-М" с новой цифровой системой управления. В составе экипажа многоопытный Александр Калери, для него этот полет пятый, и дебютант Олег Скрипочка. Астронавта НАСА Скотта Келли новичком не назовешь, но на "Союзе" летит впервые. В феврале 2011 года Скотта на орбите, вместе с последней миссией шаттла "Индевор", намерен навестить его брат-близнец Марк, тоже астронавт НАСА.

Скорость автобуса – 40 километров в час, никаких лихачеств и резких торможений. В салоне – ценный груз: основной экипаж, который вскоре отправится в космос. Сергей Аксенов уже 20 лет возит космонавтов. Говорит, в таких космических поездках помогает подкова. Вот она – особая, все 20 лет на одном месте.

"Для чего подкова экипажу? Чтобы лучше ходить", – говорит Александр Калери, командир экипажа корабля "Союз ТМА-М".

Это новый пилотируемый корабль "Союз ТМА-М". В названии две буквы М – дважды модифицированный, цифровой. И новый экипаж – самый опытный из всех. Только этим космонавтам доверено испытание новой цифровой техники.

"Идет самый грамотный экипаж. Командир экипажа – Калери Александр. Он был на "Мире", на МКС. Отличное образование, отличная память", – рассказывает Геннадий Толстой, руководитель работ по космическому кораблю.

У Александра Калери за плечами богатый космический опыт. Четыре полета на орбиту. В космосе провел 610 суток – без малого два года. Летал еще на станцию "Мир" на кораблях "Союз-ТМ", потом испытывал "Союз-ТМА" – транспортный модифицированный антропометрический. И вот еще полет, как новая веха в российской космонавтике.

"Командир опытный, экипаж готов к любым неожиданностям, которых, надеюсь, не будет", – говорит Олег Скрипочка, бортинженер экипажа корабля "Союз ТМА-М".

Для бортинженера Олега Скрипочки это космический дебют. К полёту в космос он готовился 13 лет. Дважды был дублером. Сегодня в составе основного экипажа примеряет корабль.

"Сейчас посидели в корабле. Хочется поскорее попробовать его в деле. Не хотелось покидать его сейчас. Костюмчик сидит хорошо. Костюмчик сидит, корабль готов", – говорит Олег Скрипочка.

Полётный скафандр, как хороший костюм, должен сидеть идеально. От его герметичности зависит жизнь экипажа.

Проверка. Космонавтов в буквальном смысле надувают. При этом фиксируют время, за которое скафандр поначалу наполняется кислородом, а потом сдувается.

Это значит, что скафандр не пропускает кислород – герметичный. В вакууме он будет как защитная оболочка для космонавта. Перед самым стартом его проверят еще раз.

Для астронавта НАСА Скотта Келли – это третий полет в космос. В 99-м на орбите он ремонтировал телескоп "Хаббл", в 2007-м был командиром экспедиции на шаттле "Индевор". Теперь американец осваивает российскую технику. Кстати, совсем скоро на том же шаттле "Индевор" на МКС прилетит брат-близнец Скотта – астронавт Марк Келли. Так что в феврале в американском сегменте станции будут жить и работать два абсолютно одинаковых с лица астронавта. Братья Келли отметят в космосе и свой День рождения.

"В феврале на орбиту прилетит мой брат Марк. Как командир миссии шаттла "Индевор", – рассказывает Скотт Келли, астронавт НАСА.

Одна из главных земных задач экипажа – проверить аптечку. Космонавты здоровые люди, однако на орбите всякое может случиться. Поэтому содержимое такого важного груза изучают тщательно.

От старта их отделяет всего несколько дней. Насыщенных и напряженных. Но уже сейчас они будто в полете. Себе почти не принадлежат. Когда звонят домой, немного смущаются, просят не снимать. Это личное. Понять их можно. Ведь впереди полгода разлуки с родными и близкими и трудная орбитальная вахта.