"Социальная сеть" стала главной американской картиной года. Реплика Антона Долина

На "Амфесте", проходящем на этой неделе в Москве, будет много интересного - новые продюсерские проекты Дэвида Линча, мюзикл по мотивам Феллини, необычные эксперименты Вернера Херцога и незабываемая Джулия Робертс. Однако интереснее всех - "Социальная сеть" Дэвида Финчера.

На "Амфесте", проходящем на этой неделе в Москве, будет много интересного - новые продюсерские проекты Дэвида Линча, мюзикл по мотивам Феллини, необычные эксперименты Вернера Херцога и незабываемая Джулия Робертс. Однако интереснее всех - "Социальная сеть" Дэвида Финчера. О фильме подробнее – культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Антон Долин.

Долин: Все эксперты предрекают "Социальной сети" блестящую судьбу в новом премиальном сезоне - у фильма практически стопроцентно позитивный рейтинг в американской прессе. Мало кто сомневается, что настал час Дэвида Финчера получить "Оскара" за режиссуру, которого его лишили два года назад, когда "Загадочная история Бенджамина Баттона" получила массу номинаций, но вовсе пролетела мимо премий. Тогда казалось, что звезда вчерашнего радикала и провокатора, взбаламутившего весь мир картинами "Семь" и "Бойцовский клуб", закатывается, однако Финчера поторопились хоронить. "Социальная сеть" - самый холодный, умный, актуальный - короче говоря, снайперски точный из его фильмов, при этом начисто лишенный конъюнктурности. А что и критики хвалят, и зрители идут, так нечего удивляться: ведь у главного героя картины - социальной интернет-сети Facebook (запрещена в РФ) - 500 миллионов поклонников по всему миру, причем их число ежедневно растет.

В центре фильма именно сеть, а главная проблема - проблема коммуникации, ее нехватки, разрушенных связей между людьми и утопических попыток эти связи восстановить при помощи всемирной паутины. И неясно, на чьей стороне должен быть зритель: гениального создателя Facebook, самого молодого миллиардера в мире Марка Цукерберга, его ближайшего друга, ставшего смертельным врагом, Эдуардо Саверина, или девушки, бросившей героя в первых кадрах, обозвав сволочью. Впрочем, Финчер уверяет, что кино - не футбол, не обязательно за кого-то болеть: об этом режиссер сказал, отвечая на вопрос "Вестей ФМ" на премьере фильма в Париже.

Финчер: Мне неинтересно делать фильмы, на которые люди идут, чтобы за кого-то болеть, как на футбол. Идут и спрашивают себя: "На чьей же я стороне, кого выбрать? Какая команда симпатичнее?" Слишком часто мы пытаемся определить, кто из персонажей борется за нашу симпатию. Мне такие фильмы неинтересны по определению. Они, по-моему, попросту скучны.

Долин: Кто пойдет на приступ "Оскара" вместе с Финчером? Вероятно, молодой артист Джесси Айзенберг, блистательно сыгравший роль трогательного, но и пугающего социопата Цукерберга. Скорее всего, потрясающий сценарист Аарон Соркин, в чьей интерпретации судебные процессы конкурентов Цукерберга против него и досужие журналистские домыслы превратились в драму почти шекспировского размаха с диалогами, достойными Юджина О’Нила. Возможно, вчерашний неформал Трент Резнор, глава альтернативной группы Nine Inch Nails, написавший отстраненную и ироничную музыку для картины. Скорее всего, оператор Джефф Кроненвет, уже снимавший для Финчера "Бойцовский клуб". Неясны только шансы Джастина Тимберлейка. Нет, роль поверхностного мерзавца и кумира миллионов, первого музыкального пирата Интернета, создателя Napster Шона Паркера он сыграл прекрасно, но уж больно необаятельным вышел персонаж. По словам Тимберлейка, путь со сцены к камере для него был простым и коротким.

Тимберлейк: Я не считаю себя величайшим певцом во всем мире. У меня просто специфический голос, и его научились хорошо продавать! Самое смешное то, что свой вклад в эту работу я сделал еще ребенком, когда подражал другим певцам. Но вот как раз то, что я делаю сегодня на сцене - не как певец, но как артист, - это и есть актерская работа! Это идея, образ чего-то, чем я на самом деле не являюсь. Это очень похоже на выступление в театре. Кстати, актерская работа мне кажется очень близкой музыке.

Долин: Разговорное кино о проблеме непонимания, портрет поколения Интернета, лирическая комедия и злая сатира в одном фильме, "Гражданин Кейн" XXI века - о "Социальной сети" скажут и напишут еще немало. Пока же очевидно одно: это главная американская картина года, и пропускать ее нельзя ни в коем случае. Даже если до сих пор вы никогда не слышали странного слова Facebook.