Экспедиция в Арктику: российские флаги на "макушке" планеты

Участники экспедиции "Арктика-2010" достигли 80-й широты и высадились на заполярный остров Визе. На одной из самых северных российских метеостанций произойдет частичная смена вахты. Новым зимовщикам ставят и новые задачи, одна из самых важных – проверка точности системы ГЛОНАСС.

Участники экспедиции "Арктика-2010" достигли 80-й широты и высадились на заполярный остров Визе. На одной из самых северных российских метеостанций произойдет частичная смена вахты. Новым зимовщикам ставят и новые задачи, одна из самых важных – проверка точности системы ГЛОНАСС. Ну а тех, кто уже отработал здесь долгие месяцы, ждали приятные гастрономические сюрпризы.

Ранний подъем, получасовая готовность, и еще затемно со специальной площадки ледокола в небо поднимается вертолет. Курс – на соседний остров, в 20-ти милях.

Дина и Дик хорошо знают: когда появляются люди с "большой земли", значит, скоро ледовая вахта. "Они уже заслужили звание почетных полярников. Именно заслужили! Эти собаки уже давно стали символом арктических экспедиций. Зимовали на "СП-36", дрейфовали в Ледовитом океане вместе с 37-й научной станцией. И белых медведей отгоняли, и, когда на льдине появлялись трещины, предупреждали лаем, – рассказывает ведущий инженер-аэролог Сергей Семёнов. – Чутьё собачье помогает. Ну, и для души тоже".

Сейчас Дину и Дика заберут в следующую экспедицию – на "Северный Полюс-38". За ними к острову Визе и прилетел арктический десант с ледокола.

Остров Визе – на 80-й северной широте – относительно небольшой. Его площадь примерно 15 на 20 километров. Он находится в Карском море, практически на границе с Северным Ледовитым океаном.

В 1945 году здесь появилась первая советская полярная станция. Тогда – одна из самых оснащенных. Здесь трудились 30 специалистов. Сейчас на острове работают всего пять метеорологов.

За год зимовки они успели отвыкнуть от шумных компаний. Поэтому когда на пороге дома неожиданно появился, пожалуй, самый известный российский полярник Чилингаров, даже немного смутились.

Чилингаров передал начальнику станции арбуз и виноград – от моряков ледокола и от дрейфующей станции "Северный полюс-38". Свежие фрукты, конечно же, здесь будут кстати.

Продукты на остров завозят централизованно, раз в год. И в основном – консервы. Тем, кто здесь работает, – не до изысков. Лишь бы в доме тепло было. И в море не унесло.

Сильные волны берег размыли основательно. Радиорубка вот-вот упадет. Всю аппаратуру из нее на всякий случай уже перенесли: иначе метеосводку передать не получится. А ведь ради этого здесь и работают полярники: температуру пишут, влажность, термограф ленточкой снимают раз в сутки.

Семен приехал сюда из Новосибирска. Наверное, поэтому арктические морозы ему не страшны. На остров его распределили сразу после училища, вместе с женой.

- Мы зимовали 2 года с женой, – рассказывает метеоролог полярной станции Семен Эсаулов. – Сейчас с "Сомовым" она должна приехать.
- Ждешь?
- Жду, скучаю. Сынишка дома – 9 месяцев.

Пока единственная на станции девушка – это Настя. В 18 лет она отправилась на Север за романтикой, говорит: "Северное сияние – красивое, на все небо!" А нашла здесь еще и мужа Володю.

"Планируем съездить в отпуск вместе, планируем приехать еще сюда, а там посмотрим", – делится планами метеоролог полярной станции Анастасия Евсюкова.

На них и держится сегодня Арктика. И вообще – российский Север. Таких станций, как на Визе, раньше в стране было 130. Сейчас – всего 15. Тем ценнее и важнее информация, которая уходит отсюда в центр.

"Нам нужна серьезная программа, связанная не только с тем, как вернуться в район полюса, но и на острова, и на те земли, которые нам принадлежат. Здесь очень важно присутствие. Это остров, здесь каждый день должен подниматься российский флаг", – говорит президент Ассоциации российских полярников, дважды Герой России, член-корреспондент РАН, депутат Госдумы Артур Чилингаров.

Ну, а чтобы российское присутствие было масштабным еще и в навигационной системе, инженеры с будущей дрейфующей станции тестируют здесь передатчик ГЛОНАСС.

Координаты известны, наши приборы показывают координаты, от этого будем плясать, говорят инженеры будущей станции. Если схематично, то есть некая реперная точка – ее координаты известны. Отсюда полярники передадут или подадут сигнал на спутник, сравнят с уже известными и узнают, есть ли у системы погрешность. Данные потом отправят разработчикам ГЛОНАСС.

Тем временем, пилоты вертолета снова запускают двигатель. Пора возвращаться на ледокол. Темнеет сейчас рано, ведь Арктика готовится к длинной полярной ночи.