Промышленный яд отравил Дунай

Промышленный яд отравил Дунай
Ядовитый красный шлам, разлившийся после аварии на алюминиевом комбинате в Венгрии, достиг Дуная, поставив под угрозу экосистему реки. Экологи говорят о природной катастрофе. Вести ФМ" обсудили эту проблему с сопредседателем международной экологической группы "Экозащита!" Владимиром Сливяком.


Ядовитый красный шлам, разлившийся после аварии на алюминиевом комбинате на западе Венгрии, сегодня утром достиг Дуная, поставив под угрозу экосистему реки. Об этом рассказал представитель венгерской Службы по контролю за водными ресурсами. Сейчас, по его словам, уровень щелочи в воде уже немного превысил норму. Ранее сообщалось, что потребуется около года, чтобы собрать химические вещества, попавшие в ручьи и небольшие реки Венгрии. Экологи говорят о грандиозной природной катастрофе. "Вести ФМ" обсудили эту проблему с сопредседателем международной экологической группы "Экозащита!" Владимиром Сливяком.

 

"Вести ФМ": Владимир Владимирович, здравствуйте!


Сливяк: Здравствуйте!
 

"Вести ФМ": Дунай – вторая по протяженности европейская река. Можно ли говорить об экологической угрозе венгерским соседям?

Сливяк: Конечно можно. Безусловно, если отходы попали в Дунай и будут далее туда попадать, потому что непонятно, как их сейчас остановить, это нанесет урон и соседним государствам, которые находятся ниже по течению, то есть южнее Венгрии – это Хорватия, Сербия, Болгария, Румыния, возможно, даже Украина. И здесь нужно прежде всего говорить о том, что не только сама вода будет загрязнена, но и рыбные ресурсы, которые находятся в Дунае, конечно же, будут отравлены, и это нанесет довольно большой вред небольшим рыбным хозяйствам.
 

"Вести ФМ": В данном случае говорится об отходах алюминиевого комбината. Вот эти все вещества, их называют "ядовитый красный шлам"… Кстати, не очень понятно, что это такое, выглядит ужасно по телесюжетам – как это все дело собирать, насколько отработаны технологии?
 

Сливяк: Вы знаете, с технологиями, к сожалению, довольно плохо. Дело в том, что такие катастрофы не происходят каждый день. То есть, собственно, трудно вообще представить такого масштаба катастрофу. У меня на памяти ничего нет в этом отношении. В общем-то, по сути, спасатели сейчас придумывают новые методы борьбы с этим. Вот один из методов: засыпают гипс в воду, который как бы собирает вредные вещества в себя, препятствует их дальнейшему продвижению. Но это малоэффективная технология. То есть из-за того, что действительно очень большое количество этого красного шлама вытекло (то есть там порядка миллиона кубометров,как сейчас говорят), просто из-за огромного количества очень трудно сейчас что-то сделать.
 

"Вести ФМ": А вообще, вот смотрите, борются со всем этим делом (вы говорите, очень сложно собрать)сейчас военнослужащие химических войск. Это что, какая-то, в общем, как бы "растерянность" европейских специалистов? Почему не экологи-то этим занимаются?
 

Сливяк: Экологи не должны этим заниматься, безусловно, этим должны заниматься те, кто имеет дело с химией, то есть химические войска. Это как раз те люди, которые должны быть образованы в отношении химического вреда. Все-таки экологи – это не спасатели, это немножко другое.
 

"Вести ФМ": А какие вещества, собственно, если можно так сказать? Вот говорят, "красный шлам"…что это такое? Что туда попало?
 

Сливяк: Там довольно большое количество тяжелых металлов, многие из которых токсичные. В частности больше всего, то есть то, что дает красный цвет, - это оксид железа. Но по сути самое опасное – это тяжелые металлы, которые конечно же будут распространяться в окружающей среде, будут попадать в организм человека через разные отравленные ресурсы, и токсическое заражение прежде всего. Это помимо химических ожогов, которые могут быть у людей непосредственно при соприкосновении.
 

"Вести ФМ": Владимир Владимирович, известно о четырех погибших. Это действительно прямое действие этих веществ, или просто случайность, какие не исключить при аварии?


Сливяк: Действительно несколько человек погибло, и погибли они из-за того, что вещество очень агрессивное, то есть от него очень большие химические ожоги. Если оно попадает внутрь организма, оно наносит еще больший вред, чем снаружи. Но, помимо нескольких погибших, есть еще несколько тысяч человек, которых нужно будет переселять...


 Комментарии Владимира Сливяка слушайте в аудиофайле.