Владимир Молчанов. Телеведущий, разрушивший стереотипы

Корифей отечественной тележурналистики – ведущий Владимир Молчанов – отмечает юбилей, 60 лет. В годы перестройки он со своими коллегами разрушил многие стереотипы советского телевидения, создав принципиально новую для страны информационно-развлекательную программу "До и после полуночи".

Корифей отечественной тележурналистики – ведущий Владимир Молчанов – отмечает юбилей, 60 лет. В годы перестройки он со своими коллегами разрушил многие стереотипы советского телевидения, создав принципиально новую для страны информационно-развлекательную программу "До и после полуночи". Эфирной визитной карточкой Владимира Кирилловича стали профессионализм и интеллигентность.

Запись первого эфира сохранилась чудом. Ее тогда фактически пришлось украсть из "Останкино" – иначе размагнитили бы. А ведь это история не только телевидения – всей страны!

Поздний час, полдвенадцатого. Но в 87-м работающий телевизор в такое время – уже сам по себе невероятная сенсация. "Практически каждое второе окно в Москве горело. Да и не только в Москве, – рассказывает журналист Владимир Молчанов. – Мой друг саратовский рассказывал, что в Саратове вообще все окна горели, когда в эфир выходило "До и после полуночи". Это нам заменяло рейтинг".

Так что Владимир Молчанов добавил еще огней на улицы Саратова и фактически продолжил семейную традицию, ведь знаменитую песню о любви к женатому – мало кто знает – написал его отец.

Зрителей "До и после", конечно, потрясал, как бы сейчас сказали, формат передач. В эфир шли полузапрещенные зарубежные песни. А между ними – словно это не так уж и важно – политинформация. Причем тоже по-новому – с прямыми включениями.

Жертвой телевизионного эксперимента стала вся страна. 4 года – по 18 килограммов писем от зрителей каждую неделю. Популярность такова, что Молчанову подражают и его пародируют. Так на телевидение пришел Максим Галкин – по приглашению Молчанова.

"Как-то я пришел на их выступление, и Максим показал пародию на меня, – вспоминает Владимир Молчанов. – Я хохотал".

"Владимир Молчанов – это какой-то инопланетянин на нашем телевидении, – считает телеведущий Максим Галкин. – Это абсолютно человек XIX века, и в нем светская вальяжность всегда соседствует с благородством и достоинством в манерах".

На волне всеобщей популярности Молчанова принесло в кресло ведущего программы "Время", когда политическая ситуация в стране уже бурлила не на шутку. "Мы все чаще слышим слова "ЧП", "внеочередной съезд", – говорил он в эфире 1990 года. – Что ж, такой нелегкий период переживает наша страна, но это наша страна, и нам участвовать в ее жизни".

И он, конечно, тоже участвовал – так, как не каждый решился бы. "Был штурм литовского телецентра, и я, конечно, хотел сделать этот сюжет первым, – вспоминает Владимир Молчанов. – Но за несколько минут до эфира позвонил кто-то из руководства и сказал, что этого сюжета даже вообще в программе не будет. Тогда я сказал, что я вообще не буду вести эту программу. С этим согласился и главный выпускающий. Это был нонсенс".

Он вернулся на телевидение во время путча, был в Белом доме, а потом произошла еще одна сенсация – первое интервью у организаторов ГКЧП.

Многотысячные митинги, эйфория, безграничная свобода. Огромная империя вместе с судьбами людей летела под откос, но тогда казалось: все так и должно быть. "Мы не хотели крушения СССР, никто из нас не хотел крушения страны, – отмечает Владимир Молчанов. – Мы хотели жить в нормальной стране. Я признавал, что это наша ошибка – давая оценки, хорош там Яковлев или плох, хорош Шеварднадзе или плох, конечно, мы перегнули палку. Безусловно. Ну, ничего не поделаешь: страна такая".

Программа "До и после" сейчас выходит вновь. На спутниковом телеканале. Лучшие кадры прежних выпусков снова популярны. Страна теперь очень любит вспоминать ту эпоху, от которой когда-то бежала, сломя голову.