"Академик Фёдоров" возвращается из Арктики

За время экспедиции "Академик Фёдоров" проделал путь в 9 тысяч километров
За время экспедиции "Академик Фёдоров" проделал путь в 9 тысяч километров
За время экспедиции "Академик Фёдоров" проделал путь в 9 тысяч километров
За время экспедиции "Академик Фёдоров" проделал путь в 9 тысяч километров
Атомный ледокол "Россия" встретился в открытом море с возвращающимся из экспедиции научным судном "Академик Федоров". 100 дней ученые плавали в самых труднодоступных районах Арктики и делали подробные карты морского дна.

Атомный ледокол "Россия" встретился в открытом море с возвращающимся из экспедиции научным судном "Академик Федоров". 100 дней ученые плавали в самых труднодоступных районах Арктики и делали подробные карты морского дна.

Примерно в 7 часов утра, когда в арктических широтах середина светлого времени суток, атомоход "Россия" практически в плотную подошел к "Академику Фёдорову". Волнение океана не позволяет просто перейти с борта на борт, и снова выручает палубный Ми-8.

Кажется, что все, кто не занят текущей работой, вышли на палубу научного судна. Исследовательское судно "Академик Федоров" встретили примерно на 79 широте. После двух с половиной месяцев работы в Арктике он возвращается домой. Сопровождавший его ледокол "Ямал" – точная копия ледокола "Россия" – уже попрощался с научно-исследовательским судном.

Участники экспедиции – это ученые, гидрологи, метеорологи и специалисты различных направлений. Они собрали поистине бесценный материал об экологическом состоянии Северного Ледовитого океана и о его животном мире. Но главной целью этой экспедиции стали глубины. Начальник экспедиции "Шельф-2010" Андрей Зеньков рассказал: "Экспедиция этого года выполняла гидрографические работы по съемке рельефа морского дна в интересах картографии – данная зона мало исследована. Также эти материалы будут использованы специалистами для определения границ континентального шельфа Российской Федерации".

Аналитический центр "Академика Федорова", помещение камеральной обработки. Вся информация о глубинах стекается именно сюда. Благодаря новейшему оборудованию, установленному на судне, ученым удалось исправить некоторые неточности в современных картах глубин Северного Ледовитого океана. Старший специалист камеральной обработки Вячеслав Соболев пояснил: "У нас получаются данные, которые мы уже сможем анализировать. В плане схождения с данными предыдущих лет это ретроспективные данные. Мы ходим по профилям, чтобы определить подошвы континентального шельфа".

Среди имеющегося на борту оборудования – самый современный и самый точный на сегодняшний день эхолот в мире. Он может измерять колоссальные глубины – до 12 тысяч метров – с минимальной погрешностью. Впервые столь точный прибор работает в Северном Ледовитом океане. Заместитель начальника экспедиции "Шельф-2010" Денис Жилин рассказал: "Техника проявила себя достаточно хорошо, но с серьезной особенностью – это в ледовых условиях, в тяжелых условиях. То есть, лед оказывает серьезное влияние. Здесь был очень важный момент взаимодействия с судном".

За время экспедиции "Академик Фёдоров" проделал путь в 9 тысяч километров. Следуя во льдах за ледоколом "Ямал", научному судну время от времени приходилось останавливаться – льды мешали работе эхолота. Капитан научно-экспедиционного судна "Академик Фёдоров" Валерий Викторов пояснил: "Так как из-за льда происходила потеря сигнала, приходилось отрабатывать назад, а это представляет определенную опасность, так как лед торошенный, крупные обломки. Могла быть вероятность попадания обломков на винт, а это могло привести к повреждению лопастей".

Изучение границ континентального шельфа российскими учеными с недавнего времени вызывает недовольство некоторых западных стран. И, тем не менее, говорит руководитель экспедиции Артур Чилингаров, Россия продолжит освоение Арктики. "Какие-то "песни" начались о том, что делают русские полярной ночью в Арктике? Я хочу сказать официально вам, что мы никого не будем спрашивать, когда нам работать. Арктика российская, и мы работаем, соблюдая все наши международные договоры. И когда нам работать? Будем работать и днем, и ночью!", – подчеркнул он.

Экспедиционное судно "Академик Фёдоров" возвращается в Архангельск, откуда совсем скоро оно отправится в следующую экспедицию, на этот раз – в Антарктику.