Тема:

Утечка химикатов в Венгрии 13 лет назад

Алексей Киселев: спасти Дунай и его притоки мог только господь бог

Алексей Киселев: спасти Дунай и его притоки мог только господь бог
В Венгрии уже пятый день ведется ликвидация последствий экологической катастрофы. Напомним, что в минувший понедельник в 160 км от Будапешта произошла утечка ядовитых промышленных отходов на глиноземном заводе.

В Венгрии уже пятый день ведется ликвидация последствий экологической катастрофы. Напомним, что в минувший понедельник в 160 км от Будапешта произошла утечка ядовитых промышленных отходов на глиноземном заводе. В зоне бедствия оказались 7 населенных пунктов, погибли 4 человека, 120 пострадали, 6 пропали без вести. Химикаты попали в приток Дуная. Представители ЕС сегодня утром привели в действие многосторонний механизм гражданской обороны, в котором помимо стран-членов ЕС, задействованы также Исландия, Норвегия, Хорватия и другие страны. О помощи, которую может оказать Венгрии ЕС, мы поговорим в эфире "Вестей ФМ" с координатором токсичных проектов "Гринпис России" Алексеем Киселевым.

"Вести ФМ": Алексей, здравствуйте! Итак, по вашей оценке, на какую помощь может рассчитывать Венгрия и главное, насколько эта помощь своевременна, ведь Евросоюз только сегодня привел в действие механизм гражданской обороны, а сегодня пятый день?

Киселев: Вы знаете, в таких случаях Евросоюз, насколько мне известно, действует весьма оперативно, поэтому вполне возможно, что ничего такого позднего-то и не случилось. Евросоюзу надо сейчас помогать тем, что создавать план по уборке вот этого красного шлама, который в огромном количестве по территории Венгрии распространен сейчас, помогать строить могильник, который был бы как минимум намного лучше того, который был, и собирать все загрязненные грунты, и, возможно, финансово помогать в сборе опасных веществ со дна рек.

"Вести ФМ": Алексей, вы говорите, что Евросоюз в таких ситуациях действует оперативно. Пятый день. Если бы они вмешались чуть раньше – день на второй, на третий - быть может, в приток Дуная химикаты бы не попали, как вы считаете, так можно сказать?

Киселев: Насколько я знаю ситуацию, спасти Дунай и его притоки мог только господь бог, потому что там не было возможности поострить дамбу и поставить боновых заграждений, то есть там просто рельеф такой, насколько мы знаем ситуацию, что все такие меры, которые в российских условиях разливов нефти, например, могли бы иметь какой-то эффект, в этом случае просто были бы бессмысленны. Это также не сорбируется, поэтому оставалось эвакуировать людей, пытаться как-то собирать этот шлам, ну и наблюдать.

"Вести ФМ": Алексей, а какая схема оказания помощи в результате активации вот этого механизма гражданской обороны применяется именно в случае борьбы с химическим загрязнением?

Киселев: Вы знаете, этот вопрос лучше задавать компетентным органам Евросоюза, мы не очень сильно разбираемся во всех этих процедурах. Я думаю, что для начала будут направлены специалисты, то есть люди, которые могут оценить ситуацию, условно, со стороны, то есть те, которые не были вовлечены в процесс ликвидации этих происшествий изначально. После этого будет вырабатываться план действий, который поможет, по мнению уже более высокого уровня, принять решение о ликвидации последствий аварии.

Комментарий Алексея Киселева относительно разлива красного шлама в Венгрии слушайте в аудиофайле