Русский, алгебра, ОБЖ, москвоведение, чтение – в одном компьютере. В московской школе – эксперимент по замене обычных учебников электронными. Сторонники тотальной компьютеризации приводят, как они говорят, мега-агрумент: носить портфель с килобайтами неизмеримо легче, чем с килограммами. Противники возражают, что нельзя отказываться от шелеста страниц в пользу кликанья мышкой и доверять детям дорогую технику.
- Чтение, держи, такая же рабочая тетрадь, – собирают родители школьный портфель.
Минимум пять учебников, краски для урока рисования, пенал, завтрак. Телеведущая Ирина Муромцева каждый день помогает дочке собирать портфель. Уроков в школе много, книги нужны на каждом. Ранец по размеру получается почти такой же, как и сама третьеклассница Люба.
"Мне всё время это хочется снять. Дай, дочь, я посмотрю. Каждый день где-то, наверное, килограммов 5-6", – поясняет телеведущая Ирина Муромцева.
5-6 килограммов – это средний вес портфеля ученика младших классов. Несмотря на то, что учебники не так давно стали тоньше (их разделили на части), ранец – всё равно слишком тяжёлая ноша для ребёнка. На другую чашу весов специалисты предлагают положить электронный учебник. С ним жизнь школьника, по задумке, станет легче раза в два.
"Вот кнопка браузера, и мы с вами выйдем на тот маршрут, которым вы будете путешествовать", – поясняет детям учительница на уроке.
Браузер, ридер, девайс – и это не урок английского. На экспериментальном занятии по обществознанию в этой московской школе теперь нет учебников, тетрадей и ручек. Вместо них – образовательный комплекс: электронная книга и портативный компьютер. Учитель контролирует работу каждого ребенка в режиме онлайн.
"Здесь есть и визуализация, которую мы на уроке показывали в картинках, в зависимости от качества исполнения учебника. Здесь есть наглядный видеоряд, аудиовизуальный ряд. Поэтому, предметы гуманитарного цикла, на мой взгляд, в этом девайсе удобно разрабатывать дальше", – смело использует компьютерные термины заместитель директора по научно-экспериментальной работе школы №1409 Ирина Разуваева.
Дети счастливы – дома им родители запрещают долго сидеть у компьютера, а на уроке они с ним не расстаются.
"Не нужно всяких тетрадей, учебников, пеналов. Всё здесь уже есть. Очень интересно", – в восторге от нового метода обучения школьница Анастасия Горегляд.
Парадокс, но портфели учеников экспериментального класса легче не стали. Учебники по другим предметам по-прежнему приходится грузить на спину. Договориться с издателями об их переводе в электронный вид пока не удалось. Врачи об этом жалеют.
"Современные электронные учебники и электронные книги, они для здоровья абсолютно безвредны. Они, точно так же, как и обычная книга работают с отражённым светом. Поэтому какого-то вреда для глаз ребёнка они, естественно, нести не могут", – заверяет кандидат психологических наук Сергей Агапкин, специалист по традиционным системам оздоровления, ведущий программы ''О самом главном''.
Противники идеи оцифровки учебников уверены, лишать детей радости общения с настоящей книгой – несправедливо. Их активно поддерживают издатели: боятся потерять большую часть прибыли. И пытаются убедить остальных, что проект экономически неэффективен.
"Ридер – это достаточно хрупкое устройство. Его уронить на каменный пол: однозначно он будет поломан. Достаточно нежные клавиши, джойстик. В детских руках это не обещает долгой жизни этому устройству", – уверен генеральный директор издательского центра Сергей Щербаков.
Под давлением всех этих аргументов эксперимент чуть было не сорвался. Но судьба переменчива, электронным учебникам всё-таки дали шанс на честное состязание с бумажными собратьями.