Выбор ученика XXI века: килограммы или килобайты

Сторонники тотальной компьютеризации приводят, как они говорят, мега-агрумент: носить портфель с килобайтами неизмеримо легче, чем с килограммами.
5-6 килограммов - это средний вес портфеля ученика младших классов. Это всё равно слишком тяжёлая ноша для ребёнка. На другую чашу весов специалисты предлагают положить электронный учебник.
Сторонники тотальной компьютеризации приводят, как они говорят, мега-агрумент: носить портфель с килобайтами неизмеримо легче, чем с килограммами.
5-6 килограммов - это средний вес портфеля ученика младших классов. Это всё равно слишком тяжёлая ноша для ребёнка. На другую чашу весов специалисты предлагают положить электронный учебник.
Русский, алгебра, ОБЖ, москвоведение, чтение – в одном компьютере. В московской школе – эксперимент по замене обычных учебников электронными. Сторонники тотальной компьютеризации приводят, как они говорят, мега-агрумент: носить портфель с килобайтами неизмеримо легче, чем с килограммами.

Русский, алгебра, ОБЖ, москвоведение, чтение – в одном компьютере. В московской школе – эксперимент по замене обычных учебников электронными. Сторонники тотальной компьютеризации приводят, как они говорят, мега-агрумент: носить портфель с килобайтами неизмеримо легче, чем с килограммами. Противники возражают, что нельзя отказываться от шелеста страниц в пользу кликанья мышкой и доверять детям дорогую технику.

- Чтение, держи, такая же рабочая тетрадь, – собирают родители школьный портфель.

Минимум пять учебников, краски для урока рисования, пенал, завтрак. Телеведущая Ирина Муромцева каждый день помогает дочке собирать портфель. Уроков в школе много, книги нужны на каждом. Ранец по размеру получается почти такой же, как и сама третьеклассница Люба.

"Мне всё время это хочется снять. Дай, дочь, я посмотрю. Каждый день где-то, наверное, килограммов 5-6", – поясняет телеведущая Ирина Муромцева.

5-6 килограммов – это средний вес портфеля ученика младших классов. Несмотря на то, что учебники не так давно стали тоньше (их разделили на части), ранец – всё равно слишком тяжёлая ноша для ребёнка. На другую чашу весов специалисты предлагают положить электронный учебник. С ним жизнь школьника, по задумке, станет легче раза в два.

"Вот кнопка браузера, и мы с вами выйдем на тот маршрут, которым вы будете путешествовать", – поясняет детям учительница на уроке.

Браузер, ридер, девайс – и это не урок английского. На экспериментальном занятии по обществознанию в этой московской школе теперь нет учебников, тетрадей и ручек. Вместо них – образовательный комплекс: электронная книга и портативный компьютер. Учитель контролирует работу каждого ребенка в режиме онлайн.

"Здесь есть и визуализация, которую мы на уроке показывали в картинках, в зависимости от качества исполнения учебника. Здесь есть наглядный видеоряд, аудиовизуальный ряд. Поэтому, предметы гуманитарного цикла, на мой взгляд, в этом девайсе удобно разрабатывать дальше", – смело использует компьютерные термины заместитель директора по научно-экспериментальной работе школы №1409 Ирина Разуваева.

Дети счастливы – дома им родители запрещают долго сидеть у компьютера, а на уроке они с ним не расстаются.

"Не нужно всяких тетрадей, учебников, пеналов. Всё здесь уже есть. Очень интересно", – в восторге от нового метода обучения школьница Анастасия Горегляд.

Парадокс, но портфели учеников экспериментального класса легче не стали. Учебники по другим предметам по-прежнему приходится грузить на спину. Договориться с издателями об их переводе в электронный вид пока не удалось. Врачи об этом жалеют.

"Современные электронные учебники и электронные книги, они для здоровья абсолютно безвредны. Они, точно так же, как и обычная книга работают с отражённым светом. Поэтому какого-то вреда для глаз ребёнка они, естественно, нести не могут", – заверяет кандидат психологических наук Сергей Агапкин, специалист по традиционным системам оздоровления, ведущий программы ''О самом главном''.

Противники идеи оцифровки учебников уверены, лишать детей радости общения с настоящей книгой – несправедливо. Их активно поддерживают издатели: боятся потерять большую часть прибыли. И пытаются убедить остальных, что проект экономически неэффективен.

"Ридер – это достаточно хрупкое устройство. Его уронить на каменный пол: однозначно он будет поломан. Достаточно нежные клавиши, джойстик. В детских руках это не обещает долгой жизни этому устройству", – уверен генеральный директор издательского центра Сергей Щербаков.

Под давлением всех этих аргументов эксперимент чуть было не сорвался. Но судьба переменчива, электронным учебникам всё-таки дали шанс на честное состязание с бумажными собратьями.