Артур Чилингаров: Россия прирастает Арктикой

Это флагман российского научного флота, самая большая плавучая лаборатория. Почти три месяца "Федоров" находился в арктических широтах
Это флагман российского научного флота, самая большая плавучая лаборатория. Почти три месяца "Федоров" находился в арктических широтах
Участники арктической экспедиции "Шельф-2010" получили неопровержимые доказательства того, что хребет Ломоносова на дне Северного Ледовитого океана является частью российского континентального шельфа. Подводный ландшафт над богатейшими месторождениями нефти сканировали новейшим эхолотом.

Участники арктической экспедиции "Шельф-2010" получили неопровержимые доказательства того, что хребет Ломоносова на дне Северного Ледовитого океана является частью российского континентального шельфа. Подводный ландшафт над богатейшими месторождениями нефти сканировали новейшим эхолотом с борта флагмана научного флота России, атомохода "Академик Федоров".

Это только кажется, что в Арктике, кроме белых медведей, никого не встретишь. Но вот в нескольких милях от ледокола "Россия" появляется исследовательское судно "Академик Федоров". С борта атомохода тут же поднимается вертолет.

Ученые двух арктических экспедиций просто обязаны встретиться, чтобы поделиться главным – результатами работы. Это флагман российского научного флота, самая большая плавучая лаборатория. Почти три месяца "Федоров" находился в арктических широтах: провел сотни гидрологических исследований, наблюдал за экологией и животным миром самого северного океана. Всякий раз – рискуя потерять управление в тумане или натолкнуться на едва ли не бетонные торосы.

"Происходила из-за льда потеря сигнала. Приходилось отрабатывать назад, а это представляет определенную опасность, потому что лед торошенный – крупные обломки: могла быть вероятность попадания обломков под винт, что могло привести к овреждению лопастей", – рассказывает капитан корабля Валерий Викторов.

Но даже в экстремальных условиях ученые сделали главное – сняли показатели рельефа дна с помощью уникального эхолота:

- Это сейчас наша текущая глубина по центральному лучу.

Это как результаты УЗИ, только гораздо масштабнее. Прибор видит всё буквально насквозь.

"Он до 12 тысяч метров, то есть практически покрывает полный спектр всех глубин, весь спектр, нет глубины, которую он не сможет измерить", – уверяет заместитель руководителя экспедиции ''Шельф – 2010'' Денис Жилин.

Лаборатория камеральной обработки данных – мозг научного центра. Здесь полученную информацию систематизируют. Для российской науки она бесценна. Ведь речь – о хребте Ломоносова.

Отсюда хребет Ломоносова, конечно же, не виден: больше двух километров в глубину. Ученые уверены, что этот подводный хребет – продолжение российского континентального шельфа. Если это удастся доказать, то Россия прибавит к своей территории 460 тысяч квадратных миль. И получит право добывать здесь газ и нефть, которой, как выясняется, в Арктике больше, чем в Персидском заливе.

Меньше чем через два года Россия должна представить в ООН неоспоримые аргументы в пользу своей заявки на использование шельфа. Их и собирает "Академик Федоров", что вызывает явное раздражение у многих наших арктических соседей. Но русских ученых это не останавливает.

"Нам никто не будет указывать, как нам работать, когда нам работать и где нам работать!, – говорит спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, депутат Госдумы Артур Чилингаров. – Потому что Россия прирастает Арктикой".

Вот и руководитель экспедиции сегодня уверенно заявляет, первый этап исследовательской работы завершен.

"Мы полностью подтвердили сегодня рельеф дна хребта Ломоносова, прошли по бассейну Макарова, то есть те знаковые точки, которые сегодня лежат в данном регионе, – рассказывает Андрей Зеньков. – В конечном итоге, мы получили качественный материал, который соответствует требованиям международных стандартов".

Через неделю "Федоров" доставит экспедицию на "большую землю". Данные, которые собирали три месяца, еще столько же будут анализировать в Институте Арктики и Антарктики. Ну, а экипаж научного судна отправится в следующий поход. После полюса Северного – на полюс Южный. Там у России тоже есть свои интересы.

- На юг: там лето!