Космическая Прага

Ежегодно тысячи специалистов в области исследований космоса собираются на Астронавтическом конгрессе. Под руководством глав космических агентств проходят пленарные заседания, круглые столы. В этом году конгресс приняла Прага.

Ежегодно тысячи специалистов в области исследований космоса собираются на Астронавтическом конгрессе. Под руководством глав космических агентств проходят пленарные заседания, круглые столы. В этом году конгресс приняла Прага.

Столь тихая и уютная Чехия, хорошо известная своими туристическими маршрутами, казалось бы далека от глобальных космических проблем. Но именно столица Чехии Прага была выбрана для проведения ежегодного 61-го по счёту Международного астронавтического конгресса. В современном мире уже не так важны границы, национальности, языки. Не случайно Владимир Ремек, единственный чешский космонавт, первый из европейцев побывавший на орбите в 1978 году на корабле "Союз-28", открыл конгресс самой знаменитой космической фразой, на трёх языках.

- Поехали! Let’s go! Jít!

На русском, английском, японском и хинди здесь говорили и о самом важном. Главы космических агентств подтвердили, масштабные миссии будущего возможны только сообща.

"Решение программ, даже сугубо национальных, одной страной вряд ли осуществимо, нужны международные проекты", – заявил на конгрессе руководитель Федерального космического агентства Анатолий Перминов.

Полёт на Марс – один из таких проектов. Российская разработка ядерного двигателя, его готовят в том числе для миссии к Красной планете, вызвала здесь неподдельный интерес. Поиск альтернативных типов двигателей – одна из главных проблем. Из современных технологий уже выжат максимум, говорят специалисты. Японская разработка – микроволновый ионный двигатель спутника Hayabusa ("Сокол") – новое решение для небольших космических аппаратов.

"У него меньше электрических потерь, он живёт намного дольше, чем традиционные ионные двигатели. Его ресурс 15 тысяч часов. Это мировой рекорд", – перечисляет достоинства японской разработки управляющий отделом безопасности Японского космического агентства Юкио Шимитцу.

Пока до полёта человека на Марс ещё далеко, с Красной планеты продолжают брать пробы грунта и фотографировать её со всех сторон. Марс сейчас – главная космическая звезда и в прямом, и в переносном смысле слова. Дань моде или действительно научный эксперимент – немецкие исследователи получили 3D-снимки поверхности планеты.

"То один глаз видит кадр, то другой, получается объемное изображение. Горы на Марсе намного выше, а впадины намного глубже, чем на Земле. Простой фотосъёмкой это сложно понять. 3D-снимки показывают, что на Марсе существовали активные породы в прошлом, даже была вода", – показывает объёмные изображения Марса председатель правления Немецкого центра аэрокосмических исследований Йохан-Дитрих Вернер.

Проверить гипотезу о наличии воды на Марсе под силу только человеку. Чехия заранее готовит космонавтов для межпланетного полета – Марии-Магдалене всего 17, а она уже побывала на Марсе, в 2009 году.

"Мы участвовали в симуляции полёта на Марс в Бельгии, это был финал нашего конкурса. Два дня мы готовились и пять дней летели на шаттле, там были все экраны, настоящие приборы, сотни кнопок", – делится впечатлениями о "полёте" участница проекта "Экспедиция на Марс" Мария-Магдалена Халатова.

Это не научный эксперимент, как российский "Марс-500". Юные школьники ещё в детстве решают связать судьбу с космосом. Мария-Магдалена в марсианском экипаже была архитектором, а после победы в конкурсе получила возможность обучения в пражской академии.

"Здесь присутствует очень большое количество студентов, большое количество молодых специалистов, с которыми отдельно проходят встречи и работа в секциях. Это очень здорово, потому что, сами понимаете, в нашей промышленности ощущается некоторая нехватка молодых специалистов", – поясняет глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов.

Ну, и главный итог конгресса – 20 стран договорились объединить усилия и запустили Международную аэрокосмическую систему глобального мониторинга. Её создание – идея российских учёных. Все участники системы собирают воедино информацию о глобальных природных угрозах на основе космических, авиационных, наземных наблюдений и передают всем странам мира. Аномальные катаклизмы этого года ещё раз показали, даже страны, отстающие в технологиях, должны иметь шанс на спасение.