Комфортный танк

В разработке термоэлектрических кондиционеров мы впереди планеты всей. С новым охладителем танкисты не вспотеют, а приборы современной бронетехники будут работать, как часы, в любом климате. Эта продукция должна служить не только военным: танковые кондиционеры уже размещают на современных тракторах.

В разработке термоэлектрических кондиционеров мы впереди планеты всей. С новым охладителем танкисты не вспотеют, а новейшие приборы современной бронетехники будут работать, как часы, в любом климате. Эта продукция должна служить не только военным: танковые кондиционеры уже размещают на современных тракторах.

Обогреть салон автомобиля, трактора или танка несложно – горячий двигатель всегда рядом. А вот спастись от жары… Кто побывал в бронетанковой технике в знойной степи или пустыне, не задаст вопроса – зачем нужен кондиционер. В таких условиях бытовые фреоновые кондиционеры начинают отказывать.

Однако на предприятие ЗАО "Кондиционер" на Смоленщине нашли решение этой проблемы – кондиционер термоэлектрический. Подробнее об этом – Владимир Дудник – генеральный директор ЗАО "Кондиционер": "В термоэлектрическом кондиционере нет фреона и нет компрессора. Источником холода служит термоэлектрический модуль".

Термоэлектрический эффект, названный впоследствии именем его первооткрывателя Пельтье, получен в первой половине XIX века. Оказалось, что если пропускать электрический ток через спай двух специально подобранных материалов, например, висмута, сурьмы или индия, один из них нагревается, другой охлаждается. Это явление побудило ученых создать термоэлектрический модуль. Эти модули специально делают для предприятия "Кондиционер" в Москве.

"В блоке охлаждения – 24 штуки термоэлектрических модуля, – продолжает Владимир Дудник. – Таких блоков охлаждения в кондиционере может быть 1, 2, 3, 4 – в зависимости от вида военной техники".

Отсутствие фреона позволяет смоленскому кондиционеру работать при высоких температурах, сверхвысоких ударных и механических нагрузках. Простота обслуживания дает возможность при необходимости отремонтировать его в полевых условиях. В отличие от фреоновых кондиционеров, здесь есть бактериальная защита – напыленный слой серебра, который исключает болезни дыхательных путей танкистов.

Отрадно, что такая продукция, разработана и изготавливается на российских предприятиях. Элементы Пельтье – в Москве, составные части – в Смоленске. Среди них – еще одна уникальная российская разработка – переключатель, который способен коммутировать в очень малом объеме большие электрические нагрузки. Такие миниатюрные переключатели Смоленского завода радиодеталей – на разных образцах военной спецтехники. В катапультах истребителей они выполняют сверхзадачу – спасают жизни. Пять таких малюток с дублированной системой контактов позволяют пилоту выжить в любом случае.

"Они применяются в бронетанковой технике, а именно их включают в кондиционеры танков", – поясняет главный конструктор Смоленского завода радиодеталей Григорий Векслер.

А это уже славный город Гагарин. Здесь кондиционер собирают и испытывают. Побывав в такой душегубке, и в баню не захочешь: температура – плюс 50 по Цельсию, влажность – до 90%. Только в кабине, где работает кондиционер, – прохладно и комфортно.

"Температура довольно высокая и жарковато – где-то 50 градусов. Вот при таких условиях и испытывается наш кондиционер", – сообщает главный конструктор ЗАО "Кондиционер" Сергей Дорошенко.

Специалисты говорят: в разработке термоэлектрических кондиционеров мы впереди планеты всей. С таким охладителем танкисты не вспотеют, а новейшие приборы современной бронетехники будут работать, как часы, в любом климате.

Эта продукция должна служить не только военным, полагают в корпорации "Ростехнологии". Такие кондиционеры уже размещают на современных тракторах. Возможно, вскоре каждый россиянин сможет с гордостью сказать: у меня в автомобиле смоленский термоэлектрический кондиционер, как в танке или БТР.