В Петербурге проходит выставка политических карикатур России и США

Выставка "Россия – США. Политическая карикатура вчера и сегодня" открылась в Петербурге в музее политической истории. Героями знаменитого американского художника Кевина Каллахера стали политические лидеры. Российский раздел выставки посвящен отечественной карикатуре ХХ века.

Выставка "Россия – США. Политическая карикатура вчера и сегодня" открылась в Петербурге в музее политической истории. Героями знаменитого американского художника Кевина Каллахера стали политические лидеры. Российский раздел выставки посвящен отечественной карикатуре ХХ века.

Карикатура как средство от скуки, как яростный призыв или как философская притча. Для Америки значение этого жанра явно выходит за рамки газетной иллюстрации.

Первый экспонат, открывающий выставку – знаменитый рисунок Бенджамина Франклина 1754 года с надписью "Присоединяйся или умри". Так называлась статья в поддержку объединения североамериканских колоний. С момента образования Соединенных Штатов карикатура играла важнейшую роль в политической жизни страны.

Активность художников особо возрастала в период выборных компаний. Так, карикатуристу Томасу Насту принадлежат образы слонов и ослов, символизирующих республиканцев и демократов. В XIX веке в качестве обобщенного образа страны чаще использовалась Колумбия, на смену пышнотелой красотке пришел грозный дядя Сэм.

"Американская карикатура последних 20 лет представлена на выставке коллекцией признанного метра жанра Кевина Каллахера. Свой первый шарж он нарисовал в школе, когда ему было 11 лет", – рассказывает Алексей Бойко, завотделом изобразительного искусства Государственного музея политической истории России.

"На уроке музыки учительница пела с закрытыми глазами, и я изобразил это на бумаге. Рисунок пошел по партам, вызвал большое волнение и в итоге дошел до преподавательницы. Она выгнала меня из класса и запретила в будущем заниматься чем-либо подобным, и вот с тех пор я только этим и занимаюсь", – говорит американский карикатурист Кевин Каллахер.

По его мнению, хорошая карикатура вполне может заменить большую статью, преувеличение и гротеск способны привлечь внимание к любой социальной проблеме, смешить зрителя при этом совершенно не обязательно.

"Работа журнального карикатуриста не подразумевает в обязательном порядке создание чего-то веселого. У меня есть цикл, посвященный террористическим актам – проблеме, одинаково актуальной как для Америки, так и для России".

На американскую коллекцию музей политической истории ответил собранием исторической и новой российской карикатуры. Получилось не совсем сбалансировано. Если с ретро-разделом все понятно – революционные агитплакаты Моора, Дени и антифашисткий цикл, то в современном разделе редкие шаржи и ощутимый дефицит тем.

"Мы не старались. При сравнении исторических российских и американских карикатур напрашивается один вывод. Если американцев по большей части интересуют внутренние проблемы, то золотой век отечественной карикатуры прошел в борьбе за глобальные ценности или против общего врага", – объясняет Светлана Ходаковская, главный хранитель музея.

Американец Каллахер уверен, что на обилие карикатурных изображений может рассчитывать только очень популярный политик. Среди его любимых персонажей – президенты Барак Обама и Рональд Рейган.