Нобелевскую премию по экономике получили борцы с безработицей

Нобелевскую премию по экономике получили американцы Питер Даймонд и Дэйл Мортенсен, а также британец Кристофер Писсаридес. Ученых отметили за исследования в области рынка труда. Подробнее о лауреатах сообщает корреспондент "Вести ФМ" Борис Бейлин.

 Нобелевскую премию по экономике получили американцы Питер Даймонд и Дэйл Мортенсен, а также британец Кристофер Писсаридес. Ученых отметили за исследования в области рынка труда. Подробнее о лауреатах сообщает корреспондент "Вести ФМ" Борис Бейлин.

Американские ученые Питер Даймонд, Дейл Мортенсен и британец Кристофер Писсаридес разработали теорию, которая отвечает на проклятые вопросы рынка труда: почему одновременно существуют множество безработных и огромное количество вакансий. Модели нобелевских лауреатов объясняют, каким образом безработица, вакансии и зарплата зависят от экономической политики государства. Вот как охарактеризовал их труды член-корреспондент Академии наук, замдиректора Института проблем рынка Валерий Цветков:

"Что объединяет этих трех великих экономистов? Прежде всего, это вопросы снижения безработицы, вопросы занятости, вопросы связанные с заработной платой. Хотя, конечно, данные ученые специализируются не только в этих направлениях, но и в некоторых смежных".

К примеру, ученые пришли к выводу, что работодатель, который ищет себе новых служащих, далеко не всегда находится в контакте с теми, кому нужна работа, поскольку поиск требует ресурсов, которых в свою очередь не хватает. Экономисты сформулировали теоретическую модель для анализа таких "рынков поиска". Таким образом, по словам профессора Российской экономической школы Константина Сонина, новые нобелевские лауреаты смогли изменить представления о рынках труда:

 "Параллельно Питер Даймонд и Дейл Мортенсен предложили модели, в которых человек, который уволен с работы, принимает не первую попавшуюся работу, но некоторое время проводит в поиске работы. Кроме того, они предложили посмотреть на ситуацию, когда человек работает, но смотрит и другие возможности. Он думает: может быть в другой, такой же фирме мне будут платить больше. И оказалось, что эти модели – модели, в которых учтена возможность издержек поиска. Они, во-первых, дают другие результаты, по сравнению с грубыми моделями, а, во-вторых, эти модели гораздо более точно описывают происходящее".

Причем, поясняет Константин Сонин, модели ученых не являются абстрактными. Они уже используются в экономике:

"Когда правительство хочет оценить ценность какой-то программы, оно делает компьютерные расчеты, чтобы посмотреть: вот, если мы так изменим пособие по безработице или если мы введем такую программу увеличения занятости, то будут такие последствия. В сущности, все такие модели, они уже опираются на модели, предложенные Даймондом, Мортенсеном и Писсаридесом".

Дейл Мортенсен, узнав о премии, заявил, что не ждал награды, хотя и знал, что является одним из кандидатов. Кристофер Писсаридес также был приятно удивлен. Он сообщил, что пока не думал, как поступить с денежным вознаграждением. Новые нобелевские лауреаты поделят между собой 10 миллионов шведских крон, это более 1 миллиона евро.

Отмечу, что премия по экономике, строго говоря, «нобелевской» не является. Это награда Шведского банка в память об Альфреде Нобеле. Впервые премию вручили в 1969 году. Интересно, что одним из первых награжденных являлся советский гражданин. В 1975 году премию получил математик Леонид Канторович за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов. Также наградой Шведского банка в 1970 году были отмечены два выходца из России: Василий Леонтьев и Семен Кузнец. Оба эмигрировали в 1920-х годах. А три года назад премию получил Леонид Гурвич. Его семья покинула нашу страну сразу после революции.