Алексей Козлов: играющий на саксофоне идеолог

Накануне своего 75-летнего юбилея легендарный джазмен Алексей Козлов дал интервью "России 24". Саксофонист-самоучка, он вышел из культурного андеграунда СССР и стал музыкантом с мировым именем. При этом, сам Алексей Козлов называет себя не саксофонистом, а идеологом, играющим на саксофоне.

Накануне своего 75-летнего юбилея легендарный джазмен Алексей Козлов дал интервью "России 24". Саксофонист-самоучка, он вышел из культурного андеграунда СССР и стал музыкантом с мировым именем. При этом, сам Алексей Козлов называет себя не саксофонистом, а идеологом, играющим на саксофоне.

"Я не считаю себя саксофонистом, или вообще музыкантом, – говорит Алексей Козлов. – Я считаю себя играющим на саксофоне – как бы нескромно это не звучало – идеологом. Для меня музыка – это не просто способ самовыражения, а способ воздействия на социум при помощи каких-то идей".

К такому осознанию себя в творчестве музыкант, по его собственным словам, пришел не сразу. “В 60-у годы для меня было пределом мечтаний научиться играть, как американцы, рассказывает Козлов. – У меня это было, но потом в 1973 году вдруг что-то мне открылось – открылась возможность воздействовать на социум. При помощи ансамбля "Арсенал", а потом уже при помощи своих лекций, статей, книг, теле- и радиопередач”.

"Раньше я думал, что джаз должны любить все, – продолжает музыкант. – А потом я вдруг осознал, что в каждом обществе, в каждой стране есть определенный процент людей, рожденных для того, чтобы понимать джаз. Понимать – это не значит знать его, как какой-то искусствовед. А чувствовать. Это особая энергетика. И это не значит, что человек должен быть обязательно интеллигентным, например. Нет. Есть масса интеллигентов, которые совершенно не любят и не понимают джаз. Они слушают интеллигентно, но их это не трогает".

Есть особый тип людей, которые воспринимают джаз. И этот процент, по словам Алексея Козлова, совершенно разный в разных странах. Как ни странно, в России очень большой процент таких людей. В Швеции, Норвегии, Финляндии, Германии тоже приличный. А, например, во Франции и Италии – намного меньше. Это не джазовые страны. Там очень сильна традиция национальной культуры – канцона, шансон, отмечает музыкант.

Говоря о том, какие качества характеризуют настоящего джазмена, Козлов подчеркнул, что настоящий джазмен, если он себя считает таковым, – это, прежде всего, индивидуалист. Это человек, который не хочет быть как все. “А это очень неприятное для окружающих качество, – добавляет музыкант. – Я это ощущаю всю жизнь. Я не хочу быть как все – мне не нравится идти в ногу, петь в хоре и так далее”.

"Еще одно очень важное свойство джазмена – способность к импровизации. Когда человек может выдать такое, чего от него не ждут. И поэтому начальство во всех странах джазменов недолюбливает – даже известных. Потому что они неподвластны, непродажны", – говорит Алексей Козлов.

"Настоящий джазмен никогда не пойдет во власть и в бизнес – как бы это ни казалось привлекательно, – подчеркивает музыкант. – Многие полагают, что было бы лучше вступить куда-то, в какую-то партию, или заняться бизнесом. А потом, получив рычаги, начать делать что-то в джазе. И здесь природа отнимала талант. То есть, мастерство оставалось, виртуозность оставалась, а что-то вынимали и – как шарик сдувался".

"В Евангелии есть фраза о том, что грех зарывать талант в землю. Я это понял именно на примере джазмена. Для меня талант – это не слух, не быстрота пальцев. Талант – это просто обычное чувство, что ничего другого человек не может делать. Только это", – заключает Алексей Козлов.